Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

сентябрь 1896

  • 14
    сентября
    1896
    • 14 сентября Театрально-литературный комитет (в составе А.А.Потехина, П.И.Вейнберга и И.А.Шляпкина) разрешил к постановке новую пьесу А.П.Чехова “Чайка”. Среди “недостатков” пьесы в протоколе был отмечен ее “символизм”, или “ибсенизм”, а также малая сценичность (Сочинения, т. 13, с. 364—365).

      14 сентября Театрально-литературный комитет (в составе А.А.Потехина, П.И.Вейнберга и И.А.Шляпкина) разрешил к постановке новую пьесу А.П.Чехова “Чайка”. Среди “недостатков” пьесы в протоколе был отмечен ее “символизм”, или “ибсенизм”, а также малая сценичность (Сочинения, т. 13, с. 364—365).

      Развернуть

  • сентябрь
    1896
    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — роман “По новому пути” (Мир Б., NN 1—9). Об учащейся молодежи.

    • Н.И.Тимковский — повесть “Сергей Шумов”; герой-гимназист (Р. Мысль, NN 6—9); “Маленькие дела и большие вопросы” (Р. Бог., N 9): студент-медик, сотрудник городского попечительства разуверился в пользе “широких задач”, но и в заботах о богадельнях ему “чего-то не хватает”. Прочитав рукопись “Маленьких…

      Н.И.Тимковский — повесть “Сергей Шумов”; герой-гимназист (Р. Мысль, NN 6—9); “Маленькие дела и большие вопросы” (Р. Бог., N 9): студент-медик, сотрудник городского попечительства разуверился в пользе “широких задач”, но и в заботах о богадельнях ему “чего-то не хватает”.

      Прочитав рукопись “Маленьких дел...”, В.Г.Короленко высказал пожелание в письме к автору от 8 мая “убрать резкое осуждение всякой филантропии”: “если не тупеть, не обольщаться, не погружаться в самодовольство, и хранить чуткость к человеческому страданию... то, конечно, организованная филантропия является очень живой ступенью в движении общества по пути к “большим вопросам”” (т. 10, с. 252). Тимковский согласился с пожеланием редактора.

      Развернуть

    • З.Гиппиус — роман “Без талисмана” (Набл., NN 5—9). (Талисман — это, по Гиппиус, вера, “поиски Бога”, без чего человек нравственно опускается).

    • Ф.Сологуб — рассказ “К звездам” (С. Вест., N 9); о мальчике, влюбленном в звезды и ненавидящем землю, солнце и жизнь с ее “визгливыми”, “гнусными” звуками. Рассказ Сологуба положительно оценен И.И.Ясинским как проявление “недюжинной талантливости и понимания прекрасного” (Бирж. Вед., 8 мая, 6 сент.).…

      Ф.Сологуб — рассказ “К звездам” (С. Вест., N 9); о мальчике, влюбленном в звезды и ненавидящем землю, солнце и жизнь с ее “визгливыми”, “гнусными” звуками.

      Рассказ Сологуба положительно оценен И.И.Ясинским как проявление “недюжинной талантливости и понимания прекрасного” (Бирж. Вед., 8 мая, 6 сент.). [П.Ф.Николаев] писал о герое Сологуба: “это сведенный к размерам ребенка неврастеник-декадент”; однако рассказ “недурно написан”, “сюжет небезынтересен”, но все это “заслоняется массой чудачеств” (Р. Мысль, N 10, Библиограф. Отд.).

      Развернуть

    • А.Серафимович — “Аптека ночью (Из жизни аптекарских учеников)” (Н. Сл., N 12, сент.).

    • К.Медведский — “В поисках нового” (Р. Вест., N 9). Французские символисты, не находя нового содержания в творчестве (кроме Верлена и Вилье де Лиль-Адана), увлекаются формальными исканиями, сближая поэзию с живописью и музыкой, “ограждают” ее “от искушений мира реального”; в будущем новое течение должно…

      К.Медведский — “В поисках нового” (Р. Вест., N 9). Французские символисты, не находя нового содержания в творчестве (кроме Верлена и Вилье де Лиль-Адана), увлекаются формальными исканиями, сближая поэзию с живописью и музыкой, “ограждают” ее “от искушений мира реального”; в будущем новое течение должно слиться с тем, во главе которого стоял Фет.

      А.А.Курсинский назвал эту статью Медведского “недурной, хотя очень беглой” (письмо к В.Я.Брюсову, ЛН, т. 98, кн. I, с. 324).

      Развернуть

    • В.Я.Брюсов пишет в черновой заметке “In Tirannos”: “Мы были глубоко одиноки, я и мой друг А.Л.Миропольский, когда два с половиной года тому назад подымали знамя символизма открыто — первые в русской литературе. В те дни газеты и журналы (ознакомившись с символизмом по Нордау)... считали всех западных…

      В.Я.Брюсов пишет в черновой заметке “In Tirannos”: “Мы были глубоко одиноки, я и мой друг А.Л.Миропольский, когда два с половиной года тому назад подымали знамя символизма открыто — первые в русской литературе. В те дни газеты и журналы (ознакомившись с символизмом по Нордау)... считали всех западных символистов или сумасшедшими или мистификаторами... Времена меняются. Г.г. рецензентам и критикам пришлось с изумлением видеть, что символизм не погибает от раскатов их картонного грома, а, наоборот, растет, усиливается, приобщает к себе все новых и новых сторонников” (РГБ, ф. 386, карт. 40, ед. 20).

      Развернуть

    • А.Коринфский — “Тени жизни. Стихотворения 1895—1896”. СПб., 1897, тираж — 2000. И.А.Бунин в неподписанной рецензии отмечал, что Коринфский (редактор журн. “Север”, газ. “Правительственный вестник”, неутомимый рецензент и переводчик со всех языков) “воспевает, главным образом, русалок, Поволжье,…

      А.Коринфский — “Тени жизни. Стихотворения 1895—1896”. СПб., 1897, тираж — 2000.

      И.А.Бунин в неподписанной рецензии отмечал, что Коринфский (редактор журн. “Север”, газ. “Правительственный вестник”, неутомимый рецензент и переводчик со всех языков) “воспевает, главным образом, русалок, Поволжье, свято-русских богатырей... “грезы” и “слезы”, “роковую страсть безумную” и вызывает вопрос: “Как быть с подобными господами “литераторами”? (Н. Сл., 1897, N 6).

      Развернуть

    • Вышла первая книга Ив.Шмелева “На скалах Валаама. Путевые очерки”. С рисунками. М., 1897. тираж — 2400.

      “Фельетонная болтовня”; кое-где проскальзывает “некоторая наблюдательность, впечатлительность и искренность” (Н. Сл., 1897, N 6, Нов. Кн.).

октябрь 1896 →