Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

апрель 1898

  • 1
    апреля
    1898
    • 1 апреля А.Н.Бенуа писал из Парижа о программе художественного кружка, который готовился издавать журнал и устраивать выставки в России: “Действовать нужно смело и решительно, но без малейшего компромисса. Не гнушаться старины (хотя бы “вчерашней”) и быть беспощадным ко всякой сорной траве (хотя бы…

      1 апреля А.Н.Бенуа писал из Парижа о программе художественного кружка, который готовился издавать журнал и устраивать выставки в России: “Действовать нужно смело и решительно, но без малейшего компромисса. Не гнушаться старины (хотя бы “вчерашней”) и быть беспощадным ко всякой сорной траве (хотя бы модной...)... Отчего бы не назвать наш журнал “Возрождение” и в программе не объявить гонение и смерть декадентству, как таковому? Положим, все, что хорошо, как раз и считается у нас декадентским, но я, разумеется, не про это ребяческое невежество говорю, а про декадентство истинное, которое грозит гибелью всей культуре... Я органически ненавижу эту модную болезнь, да и моду вообще! Мне кажется, что мы призваны к чему-то более важному и серьезному...” (Ал.Бенуа, “Мои воспоминания”. М., 1993, т. 2, с. 222).

      Развернуть

  • 5
    апреля
    1898
    • Леонид Андреев — рассказ “Баргамот и Гараська” (Кур., 5 апр.). До этого Андреев, будучи помощником присяжного поверенного, вел в газете судебную хронику. Горький, тотчас же после прочтения рассказа, написал редактору “Журнала для всех” В.С.Миролюбову: “вот бы Вы поимели в виду этого Леонида! Хорошая…

      Леонид Андреев — рассказ “Баргамот и Гараська” (Кур., 5 апр.). До этого Андреев, будучи помощником присяжного поверенного, вел в газете судебную хронику.

      Горький, тотчас же после прочтения рассказа, написал редактору “Журнала для всех” В.С.Миролюбову: “вот бы Вы поимели в виду этого Леонида! Хорошая у него душа, у черта! Я его, к сожалению, не знаю, а то бы тоже к Вам направил” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 253).

      Развернуть

  • 12
    апреля
    1898
    • 12 апреля Н.К.Михайловский пишет П.Ф.Якубовичу о результатах подписки на “Русское богатство”: “Дела наши недурны, но 10 тысяч подписчиков все-таки нет. Вместе со вторым изданием печатаем 9700. Боюсь, что и на второе издание (700) Писарев поскупился. Можно бы, кажется, рискнуть на все 10 000. Кабы беллетристика…

      12 апреля Н.К.Михайловский пишет П.Ф.Якубовичу о результатах подписки на “Русское богатство”: “Дела наши недурны, но 10 тысяч подписчиков все-таки нет. Вместе со вторым изданием печатаем 9700. Боюсь, что и на второе издание (700) Писарев поскупился. Можно бы, кажется, рискнуть на все 10 000. Кабы беллетристика получше да бесцензурность, так и на большее можно было бы рассчитывать”. 27 апреля — ему же: “А насчет стихов простите. Они у нас, действительно, в некотором небрежении, и как-то это само собой выходит. Вот, Бог даст, Вы в Петербург вернетесь, мы эту часть всю Вам предоставим” (Р. Бог., 1910, N 1, с. 251, 255).

      Развернуть

  • 18
    апреля
    1898
    • 18 апреля в Москве, в Колонном зале “Эрмитажа”, состоялось первое учредительное собрание Литературно-художественного кружка. Устав кружка, утвержденный 25 февраля, предусматривал устройство выставок, публичных чтений, спектаклей и т.п., а также право ходатайствовать перед правительством о…

      18 апреля в Москве, в Колонном зале “Эрмитажа”, состоялось первое учредительное собрание Литературно-художественного кружка. Устав кружка, утвержденный 25 февраля, предусматривал устройство выставок, публичных чтений, спектаклей и т.п., а также право ходатайствовать перед правительством о созыве съездов литераторов, художников и композиторов. В директоры кружка избраны: А.И.Сумбатов-Южин, К.С.Станиславский, Вл.И.Немирович-Данченко, А.И.Урусов (председательствующий), В.А.Гольцев, А.М.Кондратьев, С.В.Флеров, К.Н.Рыбаков, Н.И.Музиль и др.; в кандидаты: Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова, Ф.О.Шехтель, И.Я.Гурлянд, И.В.Шпажинский и др. (Р. Вед., 17 апр.; Кур., 19 апр.).

      Развернуть

    • 18 апреля Министерство внутренних дел вынесло первое предупреждение “Северному вестнику” “за вредное направление”, выразившееся в февральской и мартовской книжках (С. Вест., N 5). Публикация в мартовской книжке “Северного вестника” первой части “Вареньки Олесовой” Горького вызвала особое сообщение…

      18 апреля Министерство внутренних дел вынесло первое предупреждение “Северному вестнику” “за вредное направление”, выразившееся в февральской и мартовской книжках (С. Вест., N 5). Публикация в мартовской книжке “Северного вестника” первой части “Вареньки Олесовой” Горького вызвала особое сообщение цензора в Главное управление по делам печати о нарушении цензурного устава, не допускающего произведений, “в которых заключаются оскорбительные насмешки над целыми сословиями” (ЛЖТ Горького, с. 204). “Поздравляю с предостережением,— писал Горький А.Волынскому.— Думаю, что и за 4-ю книжку зададут вам... Но, Господи! — как небрежно напечатана “Варенька”, какая аховая у вас корректура!”. Одновременно, в письме к Л.Я.Гуревич, Горький назвал “Северный вестник” “одним из важнейших постов воинствующей за правду мысли” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 255, 256).

      21 апреля министр внутренних дел объявил третье предостережение и приостановил на два месяца газету “Русские ведомости” “за сбор пожертвований в пользу духоборов с распубликованием о сем в N 93” (Р. Вед., 25 июня).

      Развернуть

  • апрель
    1898
    • К.Бальмонт — стихотворение “Избраннику” (С. Вест., N 4): Отчего так бесплодно в душе у тебя Замолкают созвучья миров? Отчего, не любя ни других, ни себя, Ты печален, как песня без слов?... О, раскрой перед нами узоры мечты, Загоревшейся в сердце твоем! Покажи нам черты сверхземной красоты,- Мы полюбим ее…

      К.Бальмонт — стихотворение “Избраннику” (С. Вест., N 4):

      Отчего так бесплодно в душе у тебя
Замолкают созвучья миров?
Отчего, не любя ни других, ни себя,
Ты печален, как песня без слов?...

      О, раскрой перед нами узоры мечты,
Загоревшейся в сердце твоем!
Покажи нам черты сверхземной красоты,-
Мы полюбим ее и поймем!

      Развернуть

    • Пл.Краснов — “Поэзия прозы” (к 20-летию со дня смерти Н.А.Некрасова) (Кн. Нед., N 4). С возражениями выступил П.Ф.Гриневич [Якубович]: “Мы любим всего Некрасова, со всеми сторонами его поэзии”, не считаем, что “гражданские мотивы чужды поэзии” и “думаем, что “Неделя” опоздала: песня общественного…

      Пл.Краснов — “Поэзия прозы” (к 20-летию со дня смерти Н.А.Некрасова) (Кн. Нед., N 4).

      С возражениями выступил П.Ф.Гриневич [Якубович]: “Мы любим всего Некрасова, со всеми сторонами его поэзии”, не считаем, что “гражданские мотивы чужды поэзии” и “думаем, что “Неделя” опоздала: песня общественного индифферентизма спета” “И уж, разумеется, не сменяем одного Некрасова на целый десяток гг. Фофановых” (“Итоги двух юбилеев”, Р. Бог., N 8).

      Развернуть

    • А.Абрамов — “Люди больной совести” (Кн. Нед., N 4). К 10-летию со дня смерти В.М.Гаршина. Достоинства этих людей — отрицательного свойства: они не могли встать на сторону “торжествующих”, смириться с “озверением” “людей одеревенелой совести” [марксистов], которые мирятся с “шествием прогресса по…

      А.Абрамов — “Люди больной совести” (Кн. Нед., N 4). К 10-летию со дня смерти В.М.Гаршина. Достоинства этих людей — отрицательного свойства: они не могли встать на сторону “торжествующих”, смириться с “озверением” “людей одеревенелой совести” [марксистов], которые мирятся с “шествием прогресса по живым человеческим телам”.

      Развернуть

    • М.Горький — второй том “Очерков и рассказов”. СПб., изд. С.Дороватовского и А.Чарушникова, 1898; тираж — 3500. Первое отдельное издание рассказов Горького вызвало огромное количество откликов, среди которых не было отрицательных. Однако Горький писал 27 сентября Ф.Д.Батюшкову: “Прав я или нет — но…

      М.Горький — второй том “Очерков и рассказов”. СПб., изд. С.Дороватовского и А.Чарушникова, 1898; тираж — 3500.

      Первое отдельное издание рассказов Горького вызвало огромное количество откликов, среди которых не было отрицательных. Однако Горький писал 27 сентября Ф.Д.Батюшкову: “Прав я или нет — но к той критике, какая есть,— отношусь только с любопытством, в уверенности, что иного отношения она не стоит. Это не дерзость, это скорее всего — грустный факт” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 273).

      Первые критические отклики появились через неделю после выхода II тома (А.Скабичевский, Сын От., 1 и 8 мая): “Каждый рассказ г. Горького представляет собою нечто законченное, содержащее в себе драматический сюжет, цельный, стройный, гармонический, развитой”, причем художественность и тенденциозность не мешают, а помогают друг другу. Единственный недостаток — “идеализация” героев. Критик оспаривает возможный вывод о “неомарксизме” Горького, основанный на презрительных высказываниях его героев о крестьянах. Если бы он был марксистом, “мы могли бы ждать от него некоторой идеализации фабричных рабочих насчет деревенских мужиков; но ничего подобного в рассказах его мы не встречаем! Фабричного быта г. Горький вовсе не касается...” В “Мальве” и “Челкаше” показано “развращающее влияние города и фабрики на народ”. Как “знаменитые “Пьяницы” Гл. Успенского”, “в салоны российской беллетристики” вошло новое сословие “обескураженных”.

      Н.Минский видел в произведениях Горького “новую и рискованную” “проповедь права сильного”, а в героях — “сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства и приазовского демонизма”, “которым тесно в рамках старых понятий о добре и зле”. Критики отнеслись с “нервным вниманием к этому “порой даже слишком своеобразному” таланту, отдающему предпочтение “вольным... инстинктам жизни перед надуманной мудростью и святостью”, которыми “насквозь пропитана” литература (Нов., 21 мая). В другой статье Минский назвал Горького “вполне законченным и крупным художником”, отдающим предпочтение “отребьям городского населения” перед “представителями земли” и проповедующим “самые еретические и ницшеанские” тенденции устами “дикарей цивилизации” (Нов., 1899, 28 янв.). В очерках Горького, писал А.Б. [А.И.Богданович], “чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касавшихся того же мира нищеты и отверженности”; вопреки почти всеобщему мнению об идеализации босяков, Богданович понимает, что для Горького “бывшие люди” — это отбросы общества, но их “беспокойные души”, их “любовь к свободе ради нее самой” “он вырисовывает с нескрываемым интересом...” (Мир Б., N 7).

      И-т [И.Н.Игнатов] подчеркивал в героях Горького “стремление к добру, к истинной нравственности, к большей справедливости, к заботе об уничтожении зла” и намечал три типа горьковских босяков: скептики, “энергичные борцы за справедливость”, “несчастные искатели истины” (Р. Вед., 22 авг.).

      Герои Горького, писал рецензент “Русской мысли” (N 8), сознают, что “так жить нельзя — не только им самим, но и целому классу людей, им подобных, что необходимо изменить что-то существенное и основное в укладе их жизни, но что надо изменить, до этого они своим умом дойти не могут...”

      “Русское богатство” посвятило книжкам Горького две статьи Н.К.Михайловского и обстоятельную рецензию [Е.А.Соловьева] в N 7, где говорилось, что, “оставаясь романтиком с начала до конца”, изображая “разновидности все одной и той же идеи — стихийного стремления к полной, абсолютной свободе”, Горький мало уделяет внимания “оседлым людям” и положительной программе, о шаткости которой говорит аллегория “О чиже”.

      В статье “О г. Максиме Горьком и его героях” Михайловский писал: “Два томика его рассказов представляют собой нечто вполне определенное, притом такое, что может доставить и художественное наслаждение, и пищу для размышления...” Основной мыслью статьи было стремление показать, что Горький “не принадлежит к числу тех оптимистов, которых радует промышленный прогресс как таковой”, что задача его лежит где-то в стороне от грубого противопоставления деревни и города”. И хотя босякам Горького свойственно “глубокое презрение к мужику и к деревенскому житью” (“Челкаш”, “Мальва” и др.), с таким же презрением они относятся “ко всему окружающему”, они “не столько отверженные, сколько отвергшие”, все “крайние индивидуалисты”. При “потрясающей правде” изображения герои Горького почти сплошь “поэты и философы”, “щеголяют красотою речи и философским парением”, говорят “превосходным языком самого автора”, не характерным для этого слоя. При этом не показаны социальные причины босячества; Михайловский, в отличие от Горького, не считает этих людей, порвавших старые общественные связи, “новым классом”, относит их к люмпенам, которым пророчит “разгром европейской цивилизации”.

      Во второй статье “Еще о г. Максиме Горьком и его героях” (Р. Бог., N 10) Н.К.Михайловский говорит о “большой художественной силе”, которую приобрела в лице Горького русская литература; ставит вопрос о влиянии Достоевского на изображение женских образов (“желание первенствовать, покорять”, “тяготение к... чрезвычайному”, жажда наслаждения и страдания), а также отмечает “интересные совпадения” с идеями Ницше, которые “носятся в воздухе”. В “отвлеченных, очищенных” босяках, а также в аллегориях и символах Горького проглядывают “ницшеанские прирожденные господа” “в противоположность разной деревенщине”, “жадным рабам” и т.п. Лучшими рассказами критик называет “Челкаша” и “Скуки ради”, а в “Ошибке” видит “угрозу декадентства в творчестве Горького”.

      “Когда я узнал, что Николай Константинович написал обо мне,— писал Горький В.Г.Короленко в конце ноября,— у меня сердце екнуло. “Вот оно — возмездие”,— подумал я. Оказывается, что и он видит во мне нечто заслуживающее внимания и даже одобрения... Я думал, он строже отнесется ко мне... Хотелось бы мне сказать Н.К. что-то очень хорошее, да не умею. Сказать — спасибо? А зачем оно ему? Да и мне не это нужно” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 292—293).

      А.Басаргин [А.И.Введенский], назвав Горького “певцом тоски и скуки”, а “Песню о Соколе” — “прелестным подражанием былинному эпосу”, пытался истолковать его произведения в духе славянофильства: тоска героев Горького не имеет ничего общего с экономическими, социальными и общественными идеями, т.е. грубо-материалистическим миром, в котором погряз “западный человек”, заглушивший свою духовную жизнь “стуком фабрик”, а вызвана “аскетическим стремлением русского человека “уйти из мира”” (Моск. Вед., 10 окт.).

      В.Поссе (“Певец протестующей тоски”, Обр., N 11) отмечал, что тоска многих героев Горького — “деятельная, протестующая... не от бессилья, а от избытка сил, не находящих себе разумного выхода”. Назвал Горького “первым талантливым художником — представителем рабочего пролетариата”, поставив знак равенства между босяками и пролетариями; утверждал, что для Горького “нравственное и сильное” — “почти синонимы”, “это реакция против славянской расплывчатости, мягкости и покорности”.

      “Отблески ибсеновских и ницшеанских идей” отмечал и А.Волынский; “апофеоз босяка” “оказался как бы живою иллюстрацией” “новейшей сверхчеловеческой философии”. “Типа человека голодного, нищего, но гордого своей полной независимостью, преисполненного какой-то мировой, всечеловеческой поэзии,— такого типа не было до сих пор в литературе” (С. Вест., N 10—12).

      М.Протопопов “усматривал в духовной физиономии” Горького, “идеалиста, не имеющего идеала”, “удивительную амальгаму”: “воинствующий во имя идеала пессимизм”, “идейный лиризм”, “страстную жажду жизни”, “чуткий инстинкт красоты”, “потребность подвига и жертвы”. Герои Горького ведут свою родословную от “бунтаря-разрушителя” Васьки Буслаева, а не от “земца-строителя” Ильи Муромца, который “нужен всегда”, а Васька — “только в периоды острых кризисов”, чтобы внести “движение” в “устойчивость” жизни. Босяки — это “соскочившие с рельсов локомотивы”, которые “никуда, как только в лом, и не годятся...” (“Пропадающие силы”, Р. Мысль, 1899, NN 5—6).

      28 июля П.Д.Боборыкин просит Е.П.Леткову-Султанову прислать ему книги Горького в Баден-Баден: “Я читал только те две вещи, что были в “С[еверном] В[естнике]” — рассказ из жизни рыбаков с приморской Геддой Габлер и повесть с девицей, которая не одолела и трех страниц Боборыкина” [“Мальва” и “Варенька Олесова”]. По недавнему фельетону Минского знаком с лицами, точнее с языком других, лучших рассказов. Талант настоящий, не скажу, чтобы особенно “грубый”, но не уравновешенный и злоупотребляющий проповедью бытового “ничшеянства”. Шага вперед нет, а выше — только (или больше) в области письма; а темперамент — не есть еще художественная заслуга... Горький, по “настроению”... реакция чеховскому кисловатому пессимизму... но заявление этих новых вопросов — впервые выражено было “амбарным Сократом”, в романе “Перевал”. Чтобы осуществить это в образах, надо было, роковым образом, пойти искать в народ, что он и сделал”. 12 августа: “Спасибо... за Горького. Прочел еще несколько вещей. Талант яркий и душа мятежная: в этом его самобытность, но идет он по прямой линии от Левитова, Глебушки [Успенского], Альбова, а в письме... от Антона Чехова. Все их мотивы налицо, и всего более порыв к ничшеянскому анархизму... Минский его сильно хвалит... Но вся критика Минского — на закваске кружковщины, и ее запах и вид для меня явление такое противное! ... Эти символистские умишки хуже всяких прямолинейных тупиц. Над нашей критикой висит вековое проклятие!” (РГАЛИ, ф. 280, оп. I, ед. 82).

      Развернуть

май 1898 →