Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

декабрь 1892

  • 8
    декабря
    1892
    • 8 декабря Д.С.Мережковский повторил свою лекцию “О причинах упадка русской литературы”: “Он нападал на современную критику, на издателей и редакторов, на мелкую прессу, громил капитализм в литературе и систему гонораров, оплакивал порчу русского литературного языка, словом, как мог старался доказать…

      8 декабря Д.С.Мережковский повторил свою лекцию “О причинах упадка русской литературы”: “Он нападал на современную критику, на издателей и редакторов, на мелкую прессу, громил капитализм в литературе и систему гонораров, оплакивал порчу русского литературного языка, словом, как мог старался доказать упадок... и все-таки не доказал” (Петербуржец [В.С.Лялин], Н. Вр., 9 дек.).

      “В публичной лекции Мережковского,— писал А.П.Чехов А.С.Суворину 17 декабря,— если судить о ней по печатным отзывам, немало правды и хороших мыслей. Но она не политична, или, вернее, не этична... Дома у себя, т.е. в журнале или в литературном обществе, бранись и бей себя по персям сколько хочешь, но на улице будь выше улицы и не жалуйся барышням, полицейским, студентам, купцам и всем прочим особам, составляющим публику. Это раз. Во-вторых, как бы низко ни пала литература, а публика все-таки ниже ее. Стало быть, если литература провинилась и подлежит суду, то уж тут публика все, что угодно, но только не судья” (т. 5, с. 143—144).

      “Ох, уж эта русская критика! — писал П.И.Вейнберг А.Н.Плещееву 10 января 1893 г. — Недавно наш друг Мережковский написал и читал лекцию о “падении” и литературы, и критики... Но все это — хоть есть там немало умного и справедливого — довольно бесцветно и слабо; слаба особенно полемическая часть — поход против Буренина, Скабичевского, Флексера; так — общие места и витиевато-поэтические полеты! Не так нужно пробирать Буренина, например... не с красивою тросточкой поэта-мистика... выходить на такую скотину, как Буренин. А выйти на него необходимо, ибо, благодаря огромной распространенности “Нового времени”, он представляет собой силу — и эта сила имеет... развращающее, пагубное влияние...” (РГБ, ф. 359, карт. 8225, ед. 19).

      Развернуть

  • 14
    декабря
    1892
    • 14 декабря А.М.Жемчужников пишет И.А.Бунину: “Для меня нет никакого сомнения, что вы одарены очень симпатичным поэтическим талантом” (“Путь”, 1912, N 12, с. 34).

  • 24
    декабря
    1892
    • 24 декабря А.И.Эртель пишет П.А.Бакунину: “Л.Толстой кончил большое сочинение о войне или, вернее сказать, о государственности. Я читал семь глав из двенадцати. Есть места, поразительные по верности мысли и силе лиризма, но в общем мне не понравилось; однако же недавно я слышал от человека, прочитавшего…

      24 декабря А.И.Эртель пишет П.А.Бакунину: “Л.Толстой кончил большое сочинение о войне или, вернее сказать, о государственности. Я читал семь глав из двенадцати. Есть места, поразительные по верности мысли и силе лиризма, но в общем мне не понравилось; однако же недавно я слышал от человека, прочитавшего последние пять глав, что еще никогда Толстой не доходил до такой энергии и красоты выражений и что обычная, основная его мысль развита здесь в размерах едва ли не революционных. Сочинение, конечно, не может появиться в России” (А.Эртель. Письма, М., 1909, с. 292—293).

      Развернуть

  • 25
    декабря
    1892
    • А.П.Чехов — “Страх (Рассказ моего приятеля)” (Н. Вр., 25 дек.).

    • 25 декабря редакция “Недели” отмечала 25-летний юбилей газеты. Присутствовали: Д.В.Григорович, Я.П.Полонский, Ц.А.Кюи, А.М.Скабичевский, С.А.Венгеров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.И.Каблиц-Юзов и др. Приветствия прислали А.Ф.Кони, А.П.Чехов, К.К.Случевский, Н.М.Минский, Ф.Ф.Павленков, Р.И.Сементковский,…

      25 декабря редакция “Недели” отмечала 25-летний юбилей газеты. Присутствовали: Д.В.Григорович, Я.П.Полонский, Ц.А.Кюи, А.М.Скабичевский, С.А.Венгеров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.И.Каблиц-Юзов и др. Приветствия прислали А.Ф.Кони, А.П.Чехов, К.К.Случевский, Н.М.Минский, Ф.Ф.Павленков, Р.И.Сементковский, А.К.Шеллер-Михайлов, Г.А.Мачтет, К.М.Фофанов и др. (Нед., 1893, N 1, 3 янв.). В своих воспоминаниях редактор П.А.Гайдебуров особо выделял “самостоятельность и свободу от условной партийности”, в частности, эпизод примирения с М.Н.Катковым на Пушкинских торжествах 1880 г. (Кн. Нед., 1893, NN 1—3).

      Развернуть

  • декабрь
    1892
    • Н.Лесков — “Импровизаторы (Картинка с натуры)” (Кн. Нед., N 12).

    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — “Детские тени” (Р. Бог., NN 11, 12) и “Любовь” (Вест. Евр., N 12).

    • К.Станюкович — “Решение” (Р. Бог., N 12).

    • Д.С.Мережковский — “Свет вечерний” (С. Вест., N 12).

      Я жду с улыбкою блаженной,

      Я рад тому, что жизнь пройдет,

      Что все прекрасное — мгновенно,

      Что все великое умрет.

    • Ив.Щеглов [Л.И.Леонтьев] — рассказ “Убыль души” (Р. Обозр., N 12). Самоубийство журналиста, который испытывает отвращение ко всему строю своей жизни. В рассказе Щеглова та же “программа”, что и в “Смерти Ивана Ильича” и “Крейцеровой сонате” Толстого: “показать нам жизнь ничтожных людей”, угадав и трагедию…

      Ив.Щеглов [Л.И.Леонтьев] — рассказ “Убыль души” (Р. Обозр., N 12). Самоубийство журналиста, который испытывает отвращение ко всему строю своей жизни.

      В рассказе Щеглова та же “программа”, что и в “Смерти Ивана Ильича” и “Крейцеровой сонате” Толстого: “показать нам жизнь ничтожных людей”, угадав и трагедию этой жизни (Моск. Вед., 24 дек.). Показана “личная, а не идейная, общественная драма”, которая “вытекает из потребности покоя и счастья”, а не “тоски по идеалу” (Ив.Иванов, Р. Вед., 1893, 11 янв.).

      Развернуть

    • М.О.Меньшиков — “О литературе будущего” (Кн. Нед., N 12). Вместо господства натурализма с его “ничтожными Петрами Иванычами Бобчинскими”, литература будущего станет отыскивать совершенные, идеальные типы — “живые цели общества”.

    • М.А.Протопопов — “Беллетрист-публицист (Романы и повести г. Боборыкина)” (Р. Мысль, NN 11, 12). Этот “второстепенный, но замечательный талант” работает более тридцати лет, но “общей оценки своей деятельности... до сих пор не дождался”. “Писатель-эхо”, лишенный “последовательного миросозерцания”,…

      М.А.Протопопов — “Беллетрист-публицист (Романы и повести г. Боборыкина)” (Р. Мысль, NN 11, 12). Этот “второстепенный, но замечательный талант” работает более тридцати лет, но “общей оценки своей деятельности... до сих пор не дождался”. “Писатель-эхо”, лишенный “последовательного миросозерцания”, он “то реалист в духе русской реалистической школы (“В путь-дорогу”, “Жертва вечерняя”), то французский натуралист (“По-американски”, “Поделили”), то чуть не народник (“В усадьбе и на порядке”), то почти антинародник (“На ущербе”), то пессимист (“Поумнел”), то оптимист (“Василий Теркин”) и т.д.”

      Развернуть

    • В конце года Н.К.Михайловский пишет В.А.Гольцеву: “Случай натолкнул меня на французских декадентов, которых я до сих пор очень мало знал. А это оказалась целая литература. В нее-то я теперь и погружен и до такой степени заинтересовался ею, что взять другую тему уже не могу” (“Архив В.А.Гольцева”. М., 1914,…

      В конце года Н.К.Михайловский пишет В.А.Гольцеву: “Случай натолкнул меня на французских декадентов, которых я до сих пор очень мало знал. А это оказалась целая литература. В нее-то я теперь и погружен и до такой степени заинтересовался ею, что взять другую тему уже не могу” (“Архив В.А.Гольцева”. М., 1914, с. 215).

      Развернуть

    • “Дневник Марии Башкирцевой” (С. Вест., NN 1—12; отд. изд. в декабре, тираж — 1000). У автора дневника, в котором обнаруживается “недюжинный литературный талант”, “пустое сердце, начиненное тщеславием”, при отсутствии “великих принципов”, поэтому Башкирцева достойна жалости, а не восхищения (Н.К.Михайловский,…

      “Дневник Марии Башкирцевой” (С. Вест., NN 1—12; отд. изд. в декабре, тираж — 1000).

      У автора дневника, в котором обнаруживается “недюжинный литературный талант”, “пустое сердце, начиненное тщеславием”, при отсутствии “великих принципов”, поэтому Башкирцева достойна жалости, а не восхищения (Н.К.Михайловский, Р. Бог., 1893, N 1). В том же духе выдержана статья М.А.Протопопова “Ярмарка женского тщеславия” (Р. Мысль, N 4). Вл.Михневич находил, что “Башкирцева жалкий пигмей, претенциозное и тщеславное ничтожество” (“Барышня-баловница”, Нов.; 25 окт. и 1 ноября). Это “повесть измученной женской души”, то “изнемогающей, то ропщущей и бунтующей”, это “жертва нашей новейшей истории” с ее “рабским, слепым подражанием” всему европейскому (М.Г.Ю-ый [М.Г.Зельманов], “Человеческий документ”, Р. Вест., N 1).

      А.П.Чехов писал 27 октября А.С.Суворину: “Читаю “Дневник” Башкирцевой. Чепуха, но к концу повеяло чем-то человеческим” (т. 5, с. 127). “Вещь эта мне в высшей степени несимпатична,— писал В.Г.Короленко 24 мая 1893 г. — какой-то неприятный, нездоровый тон лежит на всех ее признаниях. Это настоящий тип того, что называется у нас теперь fin de siécle, характеризующий конец больного, изверившегося и разочарованного буржуазного века” (В.Г.Короленко. Письма к П.С.Ивановской. М., 1930, с. 35).

      “Никто так не воскрешает меня, как дневник М.Башкирцевой. Она — это я сам, со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами” (В.Брюсов. Дневники. М., 1927, с. 5).

      Развернуть

    • В.Г.Короленко — 2-я книга “Очерков и рассказов” (“Река играет”, “На затмении”, “Ат-Даван” и др.). М., изд. “Русской мысли”, 1893, тираж — 2000. В рецензии “Русских ведомостей” (23 дек.) Короленко назван “художником, одушевленным верой в человека и умеющим... найти человека и спасти человеческое, как…

      В.Г.Короленко — 2-я книга “Очерков и рассказов” (“Река играет”, “На затмении”, “Ат-Даван” и др.). М., изд. “Русской мысли”, 1893, тираж — 2000.

      В рецензии “Русских ведомостей” (23 дек.) Короленко назван “художником, одушевленным верой в человека и умеющим... найти человека и спасти человеческое, как бы ни грязнил и топил его омут житейской борьбы”. По мнению Ю.Н.Говорухи-Отрока, Короленко ищет “нового отношения к жизни”, “пьет из маленького, но своего стакана”, из его произведений “ясно вырисовывается симпатичный образ самого автора”, для которого главное “отыскать искру Божию в душе человеческой” (Ю.Николаев, Р. Обозр., 1893, N 1; его же рецензия, Моск. Вед., 1893, 21 янв.). А.Волынский в неподписанной рецензии отмечал: Это “писатель-жанрист”, “радующий глаз своею молодою энергией, своей готовностью работать на каждом поприще... таит в глубинах своей души горькую печаль о человеческой непросвещенности, живое сочувствие всякому смелому научному порыву, всякому светлому, философскому и религиозному настроению” (С. Вест., 1893, N 7, с. 42—44).

      Развернуть

январь 1892 →