Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

апрель 1896

  • 13
    апреля
    1896
    • А.П. [М.Горький] — “Поль Верлен и декаденты” (Сам. Газ., 13 и 18 апр.). “Декадентство — явление вредное, антиобщественное — явление, с которым необходимо бороться”. Декаденты “являются как бы мстителями обществу, которое создало их, бесконечно разнообразное в творчестве дурного и отрицательного,…

      А.П. [М.Горький] — “Поль Верлен и декаденты” (Сам. Газ., 13 и 18 апр.). “Декадентство — явление вредное, антиобщественное — явление, с которым необходимо бороться”. Декаденты “являются как бы мстителями обществу, которое создало их, бесконечно разнообразное в творчестве дурного и отрицательного, как бы розгами, которыми судьба сечет культурные классы Европы за то, что они, существуя так давно,— не создали для себя жизни достойной людей”.

      Развернуть

  • 20
    апреля
    1896
    • Около 20 апреля Л.Н.Толстой направляет письма министру внутренних дел И.Л.Горемыкину и министру юстиции Н.В.Муравьеву с протестом против преследования людей, распространяющих его запрещенные сочинения, и предупреждает, что будет “не переставая, до своей смерти, делать то, что правительство считает…

      Около 20 апреля Л.Н.Толстой направляет письма министру внутренних дел И.Л.Горемыкину и министру юстиции Н.В.Муравьеву с протестом против преследования людей, распространяющих его запрещенные сочинения, и предупреждает, что будет “не переставая, до своей смерти, делать то, что правительство считает злом” (т. 69, с. 86). И.Л.Горемыкин в разговоре с баронессой В.И.Икскуль назвал письмо Толстого “вызовом правительству” (ЛЖТ Толстого, с. 210).

      Развернуть

  • апрель
    1896
    • А.П.Чехов — “Дом с мезонином (Рассказ художника)” (Р. Мысль, N 4). М.Полтавский увидел в рассказе изображение спора искусства для жизни (Лида) с искусством для искусства (Женя), а в художнике “язву квиетизма”, не осужденную Чеховым (Бирж. Вед., 25 апр.). И-т [И.Н.Игнатов] назвал героя рассказа представителем…

      А.П.Чехов — “Дом с мезонином (Рассказ художника)” (Р. Мысль, N 4).

      М.Полтавский увидел в рассказе изображение спора искусства для жизни (Лида) с искусством для искусства (Женя), а в художнике “язву квиетизма”, не осужденную Чеховым (Бирж. Вед., 25 апр.). И-т [И.Н.Игнатов] назвал героя рассказа представителем “хмурых людей”, пессимизм которых вытекает из равнодушия к жизни (Р. Вед., 29 апр.). “Рыцарь Зеркал” [И.И.Ясинский] “бесцветному рассказу” Чехова противопоставил роман З.Гиппиус “Без талисмана” (Пб. Газ., 8 мая). М.К[уплет]ский нашел, что правильные, в основе, мысли художника доведены “до крайних пределов” (Сын От., 2 мая). Критик “Одесских новостей” (22 июня) писал, что Чехов “развенчивает” и “увенчивает” “совсем невпопад”, ставя “какую-то мудреную и сложную социальную дилемму”. Обозреватель “Наблюдателя” (N 11) находил, что рассказ “напоминает собою бледные произведения символистов”, так как “исполнен загадок и неопределенных намеков”, и сожалел, что автор симпатизирует не “серьезной девушке” Лиде, “женщине будущего”, а младшей сестре и “обленившемуся пейзажисту” — “празднолюбцам и фантазерам”. А.М.Скабичевский охарактеризовал героя как представителя общественного индифферентизма и “чистокровного психопата”, от которого, “к счастью”, спасают Мисюсь (Н. Сл., 1897, N 4).

      Развернуть

    • Ив.Бунин — “Тарантелла (Из жизни деревенской интеллигенции)”, впоследствии “Учитель” (Н. Сл., N 7, апр.). М.К[уплет]ский усмотрел в рассказе “пасквиль на сельского учителя из семинаристов”, “неутомимого бедного труженика” деревни (Сын От., 2 мая). “Одесские новости” (22 июля), наоборот, отметили…

      Ив.Бунин — “Тарантелла (Из жизни деревенской интеллигенции)”, впоследствии “Учитель” (Н. Сл., N 7, апр.).

      М.К[уплет]ский усмотрел в рассказе “пасквиль на сельского учителя из семинаристов”, “неутомимого бедного труженика” деревни (Сын От., 2 мая). “Одесские новости” (22 июля), наоборот, отметили “самостоятельность и оригинальность” в разработке “старой темы” о “бедном, жалком плебее, призванном быть носителем знаний и света для тысячной массы”.

      Развернуть

    • И.И.Ясинский — “Кровь (Из записок человека без убеждений)” (Набл., NN 1—4). “Кроме хорошего ростбифа, веселых и занимательных книжек, уютного помещения, галстука с жемчужной булавкой, службы, на которой я намерен ничего не делать, винта, театра, хорошеньких женщин... у меня нет никаких других убеждений”.

      И.И.Ясинский — “Кровь (Из записок человека без убеждений)” (Набл., NN 1—4). “Кроме хорошего ростбифа, веселых и занимательных книжек, уютного помещения, галстука с жемчужной булавкой, службы, на которой я намерен ничего не делать, винта, театра, хорошеньких женщин... у меня нет никаких других убеждений”.

      Развернуть

    • З.Гиппиус — “Златоцвет (Петербургская новелла)” (С. Вест., NN 2—4). Герой повести, критик-декадент, последователь О.Уайльда, убивает отвергнувшую его женщину. “Совершенно непривычное явление в нашей литературе”: “искания демонических эффектов в самой будничной обстановке”, “высокопарный…

      З.Гиппиус — “Златоцвет (Петербургская новелла)” (С. Вест., NN 2—4). Герой повести, критик-декадент, последователь О.Уайльда, убивает отвергнувшую его женщину.

      “Совершенно непривычное явление в нашей литературе”: “искания демонических эффектов в самой будничной обстановке”, “высокопарный слог”, “рассуждения на модные отвлеченные темы” (Е.Г., Р. Обозр., N 5). Рецензент “Русской мысли” [П.Ф.Николаев] предсказывал повести “успех скандала”: Гиппиус “очень зло высмеяла теории и практику глашатаев новых слов и пророков новой неведомой красоты” (N 3, с. 138). Если бы не “декадентские бредни”, Гиппиус сделалась бы со временем “одною из первых русских писательниц” (А.Скабичевский. Сын От., 1898, 23 янв.).

      В.Я.Брюсов писал в мае: “Что за глупая вещь “Златоцвет”, и неужели прославленная г-жа Гиппиус не стыдится своих последних писаний!” (“Письма В.Я.Брюсова П.П.Перцову”. М., 1927, с. 76).

      Развернуть

    • П.Я. [П.Ф.Якубович] — “Бодлер, его жизнь и поэзия” (Р. Бог., N 4). Против “двусмысленной репутации” французского поэта, к которому в последнее время возник в России особый интерес: то ли “проповедник светлых стремлений и идеалов”, то ли “извращенная натура, певец грязи и самых низких пороков, отец современных…

      П.Я. [П.Ф.Якубович] — “Бодлер, его жизнь и поэзия” (Р. Бог., N 4). Против “двусмысленной репутации” французского поэта, к которому в последнее время возник в России особый интерес: то ли “проповедник светлых стремлений и идеалов”, то ли “извращенная натура, певец грязи и самых низких пороков, отец современных декадентов”. Критик [начавший переводить Бодлера в конце 70-х, на карской каторге] видит в его поэзии “страстное порывание к идеалу”, “смутному, неясному”, “но не менее от того светлому, лучезарному, неумирающему”.

      Развернуть

    • Вышел из печати первый в России сборник пьес М.Метерлинка “Пять драм (Слепцы. Тайны души. Семь принцесс. Смерть Тантажиля. Вторжение смерти)”. М., 1896, тираж — 210. Скриба [Е.А.Соловьев] писал: “цвет и краса символизма — бельгийский алкоголик Метерлинк”, “очень плохой драматург” без “дара изобразительности”…

      Вышел из печати первый в России сборник пьес М.Метерлинка “Пять драм (Слепцы. Тайны души. Семь принцесс. Смерть Тантажиля. Вторжение смерти)”. М., 1896, тираж — 210.

      Скриба [Е.А.Соловьев] писал: “цвет и краса символизма — бельгийский алкоголик Метерлинк”, “очень плохой драматург” без “дара изобразительности” (Нов., 1897, 9 янв.). “Необходимости в переводе драм Метерлинка на русский язык мы положительно не видим”; в пьесах Метерлинка выведены “абстрактные общечеловеки”, “дрожащие в ожидании неминуемой смерти”, и проповедуется “болезненная жалость” вместо “деятельной любви к людям”. Однако бельгийский символист оригинален, создал свой жанр, “в некоторых своих элементах новый и интересный”, но “жизнеспособный лишь в умелых руках своего творца”: “сам он умеет заменить интерес к личности интересом к действию”, у него “нет исключительного культа формы”, и “того грубого чувственного элемента, который преподносится под идейным прикрытием новоязычества”. ([А.Г.Горнфельд]. Р. Бог., 1897, N 5, Нов. кн.). А.П. [М.Горький] писал о “туманных пьесах” Метерлинка: “Мрачность их образов пугала воображение и заставляла ум искать в них смысл. Принимались искать, находили и удивлялись; декаденты... еще так недавно объявившие себя стоящими вне всяких моральных законов, ревностно искали Бога... проповедовали... ту же мораль, что и все проповедуют: веруй, люби и надейся!” (Сам. Газ., 18 апр.).

      Развернуть

май 1896 →