Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

сентябрь 1893

  • 2
    сентября
    1893
    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — рассказы “Великий грешник” (Р. Мысль, NN 8—9). “Тени богов”, “Темная вода”, “Главный барин” (Р. Вед., 2, 12 и 28 сент.).

  • 4
    сентября
    1893
    • М.Горький — “О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины. (История, к сожалению, правдивая)” (В. Вест., 4 сент.).

  • 11
    сентября
    1893
    • Л.Е.Оболенский — “Реклама или безумие (По поводу декадентов, символистов и т.п.)” (Од. Л., 11 сент.). Люди “с весьма небольшими дарованиями и внутренним содержанием... стремятся наверстать этот недочет совершенством формы и выражения”.

  • 26
    сентября
    1893
    • 26 сентября в Париже умер А.Н.Плещеев. “В поэзии Плещеева, писал Н.К.Михайловский,— нет сомнений в ценности жизни, нет и культа так называемой чистой красоты, нет и демонического парения “над” грешною землей. Она вся на земле, но здесь она является отражением идеального неба” (Р. Бог., N 10, отд. II, с.…

      26 сентября в Париже умер А.Н.Плещеев. “В поэзии Плещеева, писал Н.К.Михайловский,— нет сомнений в ценности жизни, нет и культа так называемой чистой красоты, нет и демонического парения “над” грешною землей. Она вся на земле, но здесь она является отражением идеального неба” (Р. Бог., N 10, отд. II, с. 141). К.Д.Бальмонт в стихотворении на смерть писал: “Он был всегда певцом добра и света; К униженным он полон был любви” (Р. Вед., 8 окт.; см. также стих. К.М.Фофанова “На смерть Плещеева” и ст. Пл.К[раснова] “Поэзия Плещеева”, Кн. Нед., N 12; стих. Ив.Белоусова и ст. В.Острогорского, Мир Б., N 11).

      Развернуть

  • сентябрь
    1893
    • Л.Н.Толстой — “Неделание” (С. Вест., N 9). Возражая Э.Золя, призывавшему молодежь к труду на пользу науки, Л.Толстой утверждает, что путь к познанию истины (любовь к ближнему) ведет через созерцание и размышление. “Эта статья,— писал Л.Толстому Н.Я.Грот 31 октября,— написана Вами в плохую, ненавистническую…

      Л.Н.Толстой — “Неделание” (С. Вест., N 9). Возражая Э.Золя, призывавшему молодежь к труду на пользу науки, Л.Толстой утверждает, что путь к познанию истины (любовь к ближнему) ведет через созерцание и размышление.

      “Эта статья,— писал Л.Толстому Н.Я.Грот 31 октября,— написана Вами в плохую, ненавистническую минуту, когда Вы всех нас, малых сих, презирали...” (Л.Н.Толстой, т. 66, с. 427).

      Статья вызвала многомесячную журнально-газетную полемику, состоявшую в подавляющем большинстве своем из опровержений “догмата неделания”, однако характер этих опровержений был не однороден. Первым по поводу “сумасбродства” “яснополянского лжепророка” высказался М.К[уплет]ский: “презрительное отношение” Толстого к современному обществу позволяет истолковать его статью как “гимн полнейшему безделью” (Сын От., 9 сент.) Ю.Николаев [Говоруха-Отрок] (Моск. Вед., 30 сент. и 7 окт.) и Л.Тихомиров (Р. Обозр., N 11) единодушно ратовали за “христианскую концепцию о труде” как о “наказании”, которое нужно добросовестно выполнять во имя нравственного религиозного долга. “Неделание” ведет к “факирской неподвижности”, так как критерий полезного и бесполезного, предложенный Толстым, “зыбок, расплывчив и неопределенен” (Вл.Михневич, “Чем мы живы?”, Нов., 12 сент.). Учение Толстого, отвергнув последовательно государство, промышленность, банки, деньги, искусство, науку, половую любовь, ополчилось на “основу человеческого существования” — труд и, несмотря на силу своего отрицания язв современной жизни, превращается в безжизненное сектантство (А.Скабичевский, Нов., 14 окт.). “Ясно, что, по мысли Толстого, спасение не в “неделании”, а, наоборот, в “делании” того, что кажется ему “настоятельно нужным”, но его совет “грешит самою крайнею непрактичностью”, как “благожелательный, но неудобоисполнимый совет “во Христе барствующего”, человека”. “Без малейшего усилия” “старые формы нигде и никогда не распадались”, а новые — не возникали (М.Протопопов, Р. Мысль, N 7). Под “неделанием” Толстой имеет в виду “те формы и категории труда, которые ему несимпатичны” (Вест. Евр., N 10, с. 860). Толстой учит не делать зла, предлагает искать “царства Божия и правды Его, а остальное приложится Вам”; его позиция предполагает три фазы: неделание, мысль, любовь, и лишь “фельетонная философия” выводит из этого “проповедь нравственного сибаритства” (П.Н.Обнинский, “Из области современной этики”, Р. Бог., N 11). “Идеал великого писателя неопределенен, растяжим... что же касается критики... то ее достаточно, чтобы чувствовать благоговение пред мыслителем Толстым” (К. С-в, “Совет гр. Л.Н.Толстого”, Сар. Л., 23 сент.). Поддержал позицию Толстого М.О.Меньшиков: “Мы живем “в век Толстого”, но не ценим этого: “редакции завалены рукописями в обличение Толстого”. Между тем, великий писатель не делает “идола из труда”, призывает не к праздности, а к “жизнеполезным формам” труда, которые требуют “могучего напряжения совести” (“Работа совести”, Кн. Нед., N 11).

      Л.Н.Толстой отозвался о статье Меньшикова с высокой похвалой в письме к Н.С.Лескову от 10 декабря (т. 66, с. 445).

      Статья Меньшикова о Толстом говорит о том, что “проповеди яснополянского отшельника вызывают работу мысли и совести даже и в наших либералах” (М.Южный [М.Г.Зельманов], Гражд., 21 ноября).

      Проповедь неделания распространяется лишь на “пустые и зловредные” дела, но критики пытались представить ее “в жалком, комическом виде” (А.Волынский, С. Вест., 1895, N 7, с. 62).

      Развернуть

    • А.Волынский — “Наука, философия и религия (Cogitata metaphysica)” (С. Вест., N 9). “Когда заглушится гражданская энергия людей”, “идея Бога... кидая волны света во всех направлениях”, соединит “в одно целое интересы науки, философии и морали”. В “метафизике” Волынского господствует “полное смешение…

      А.Волынский — “Наука, философия и религия (Cogitata metaphysica)” (С. Вест., N 9). “Когда заглушится гражданская энергия людей”, “идея Бога... кидая волны света во всех направлениях”, соединит “в одно целое интересы науки, философии и морали”.

      В “метафизике” Волынского господствует “полное смешение понятий”. “Плохо переваренное учение Канта, обрывки гегельянизма и спинозизма” превратились “в набор громких слов, направленных якобы против материализма, а, в сущности, против всякого научного исследования” (М.М.Филиппов, “Ребяческий идеализм”, Р. Бог., N 9). Волынские “не понимают ни духа народа... ни характера общества, перед лицом которого действуют”. Русских людей “отталкивает фразерство” с его “персидскими метафорами и турецкими гиперболами”, за которыми угадывается “ложь и фальшь” (М.Протопопов, Р. Мысль, N 12). В.Буренин разделил возмущение Протопопова и добавил от себя, что Волынский призывает к возрождению “еврейского завета” (Н. Вр., 24 дек.).

      Развернуть

    • Пл.Краснов — “Что такое декаденты?” (Сочинения М.Метерлинка и Ст.Малларме)” (Тр., N 9). Французским декадентам “как настоящим продуктам вырождения... недостает творческого дара”, “ни один декадент никогда не мог подняться до синтеза”, воссоздать “новый мощный образ”; “воображая удалиться...…

      Пл.Краснов — “Что такое декаденты?” (Сочинения М.Метерлинка и Ст.Малларме)” (Тр., N 9). Французским декадентам “как настоящим продуктам вырождения... недостает творческого дара”, “ни один декадент никогда не мог подняться до синтеза”, воссоздать “новый мощный образ”; “воображая удалиться... от натуралистов, декаденты зачастую спускаются еще ниже их”; фантазия декадентов “извращена” и “крайне бедна”, “трагические эффекты... примитивны”, “самая слабая сторона... их форма”. Однако “наряду со скукой и бездарностью, чувствуется еще что-то новое, чего ни они сами, ни читатели... понять не умеют”.

      Развернуть

октябрь 1893 →