Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

август 1895

  • 9
    августа
    1895
    • “Московские ведомости” (9, 16, 23, 30 авг.) опубликовали воспоминания бывшего народовольца Л.А.Тихомирова “Почему я перестал быть революционером”. В примечании от редакции говорилось, что эти воспоминания, вышедшие за границей в 1888 г., сейчас “едва ли не более своевременны”, а потому редакция…

      “Московские ведомости” (9, 16, 23, 30 авг.) опубликовали воспоминания бывшего народовольца Л.А.Тихомирова “Почему я перестал быть революционером”. В примечании от редакции говорилось, что эти воспоминания, вышедшие за границей в 1888 г., сейчас “едва ли не более своевременны”, а потому редакция считает своим долгом познакомить с ними русского читателя (в октябре книжка Тихомирова вышла в Москве отдельным изданием).

      Развернуть

  • август
    1895
    • “Если бы можно было соединить Чехова с Гаршиным, то вышел бы очень крупный писатель”,— говорил Лев Николаевич. “У Чехова мало того, что было у Гаршина, который всегда знал, чего он хочет, а Чехов не всегда знает, чего он хочет” (Запись С.И.Танеева от 7 авг., ЛЖТ Толстого, с. 392). 8—9 августа А.П.Чехов впервые…

      “Если бы можно было соединить Чехова с Гаршиным, то вышел бы очень крупный писатель”,— говорил Лев Николаевич. “У Чехова мало того, что было у Гаршина, который всегда знал, чего он хочет, а Чехов не всегда знает, чего он хочет” (Запись С.И.Танеева от 7 авг., ЛЖТ Толстого, с. 392).

      8—9 августа А.П.Чехов впервые посетил Л.Толстого в Ясной Поляне, где присутствовал на чтении отрывков из “Воскресения”: “Впечатление чудесное. Я чувствовал себя легко как дома, и разговоры с Львом Николаевичем были легки” (Письмо А.П.Чехова А.С.Суворину от 21 окт., т. 6, с. 85). “Чехов был у нас, и он понравился мне. Он очень даровит, и сердце у него, должно быть, доброе, но до сих пор нет у него своей определенной точки зрения” (Письмо Л.Н.Толстого Л.Л.Толстому от 4 сент., т. 68, с. 158).

      Развернуть

    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — роман “Хлеб” (Р. Мысль, NN 1—8). В августе в изд. “Русской мысли” вышел отдельной книгой, тираж — 1200. М.Южный [М.Г.Зельманов] порицает “либеральную начинку” романа, который “тенденциозно” выпячивает “бедность и неустойчивость деревни” (“На безрыбье”, Гражд., 27 сент.). М.К[уплет]ский…

      Д.Н.Мамин-Сибиряк — роман “Хлеб” (Р. Мысль, NN 1—8). В августе в изд. “Русской мысли” вышел отдельной книгой, тираж — 1200.

      М.Южный [М.Г.Зельманов] порицает “либеральную начинку” романа, который “тенденциозно” выпячивает “бедность и неустойчивость деревни” (“На безрыбье”, Гражд., 27 сент.). М.К[уплет]ский называет “Хлеб” “одним из наиболее удачных романов” Мамина-Сибиряка (Сын От., 12 сент.). “Русские ведомости” (30 марта и 5 июня) отметили изображенную Маминым-Сибиряком смену старых форм эксплуатации края новыми, хищническими. М.Полтавский назвал роман “не эпопеей, не художественным обобщением”, а хроникой, “написанной со знанием дела, с любовью, с проблесками таланта” (Бирж. Вед., 7 и 14 сент.). Редакция “Русской мысли” (N 11, заметка О.Т.В. [В.А.Гольцев]) протестовала против замалчивания “самого выдающегося произведения истекающего литературного года”. После этого появилась заметка А.Б[огдановича], отмечавшего, что две силы будущего: “сила капитала и сила знания” — разрушают мирную жизнь хлебного края, “благосостояние” которого “заключалось в отсутствии жизни, движения, потребностей”. В лице Устиньки представлена местная интеллигенция, носительница нравственной чистоты и идеи борьбы “за обездоленных” (““Хлеб”, роман г. Мамина, как иллюстрация хищнической стадии капитализма”, Мир Б., N 12). Талантливому автору мешают “шаткие понятия о природе и душе человека вообще” (П.А.Ачкасов [П.А.Матвеев], “Письма о литературе”, Р. Вест., 1896, N 1).

      “Мамин-Сибиряк — очень симпатичный малый и прекрасный писатель. Хвалят его последний роман “Хлеб” (в “Русской мысли”); особенно в восторге был Лесков. У него есть положительно прекрасные вещи, а народ в его наиболее удачных рассказах изображается не хуже, чем в “Хозяине и работнике”” (Письмо А.П.Чехова А.С.Суворину от 23 марта, т. 6, с. 41).

      А.И.Эртель писал о романе Мамина-Сибиряка 8 марта: “...ничего тут нет нового, и совсем это не роман, но краски свежи, а бытовые подробности очень любопытны. Во всяком случае бесконечно выше той тяжелой чепухи, которую сочинил Чехов (“Три года”), хотя в частностях... этой чепухи и сквозит большой талант, чего, разумеется, незаметно в “Хлебе”” (Записки отд. рук. Гос. б-ки им. В.И.Ленина, вып. 8. М., 1941, с. 93).

      Развернуть

    • В.Вересаев — повесть “Без дороги” (Р. Бог., NN 7—8). Была отвергнута “Русской мыслью” как “негодная к печати” (В.В.Вересаев. Соч., т. 4. М., 1948, с. 364). И. [И.Н.Игнатов] писал, что в повести изображена “нравственная эпидемия, охватившая современную разновидность лишних людей”, которые “бесплодно…

      В.Вересаев — повесть “Без дороги” (Р. Бог., NN 7—8). Была отвергнута “Русской мыслью” как “негодная к печати” (В.В.Вересаев. Соч., т. 4. М., 1948, с. 364).

      И. [И.Н.Игнатов] писал, что в повести изображена “нравственная эпидемия, охватившая современную разновидность лишних людей”, которые “бесплодно ищут содержимого, могущего наполнить... душевную пустоту” (Р. Вед., 6 сент.). А.Скабичевский назвал героя повести Чеканова “чересполосным” характером, в котором сосуществуют и “пассивный герой безвременья” и “активный герой, не отказавшийся от “идеалов”, но вынужденный заняться сначала “крохотным делом на пользу народную, а потом пойти на верную смерть, в самое “пекло народной смуты” (Нов., 14 и 21 сент.). П.Ф.Николаев, в неподписанной рецензии, отмечал, что герой повести совсем “не изверившийся” и “не лишний человек”, как Рудин; “он просто один из замолкнувших”. О гибели героя критик замечает: “Нельзя же... все только хорошо умирать”, нужно уметь “хорошо жить”, “много и упорно работать”, “искать дорогу” (Р. Мысль, N 10, Период. изд.).

      Развернуть

    • Е.Н.Чириков — “Ранние всходы (Роман из детской жизни)” (Мир Б., N 8).

    • Вышел третий выпуск сборника “Русские символисты”, М., 1895, тираж — 200 (с получившим скандальную известность однострочным стихотворением Брюсова: “О, закрой свои бледные ноги”). В неподписанном предисловии “Зоилам и аристархам” В.Брюсов по поводу отзывов печати на первые два выпуска говорит о…

      Вышел третий выпуск сборника “Русские символисты”, М., 1895, тираж — 200 (с получившим скандальную известность однострочным стихотворением Брюсова: “О, закрой свои бледные ноги”). В неподписанном предисловии “Зоилам и аристархам” В.Брюсов по поводу отзывов печати на первые два выпуска говорит о “неподготовленности” критики к восприятию “нового течения”.

      Развернуть

    • В.Брюсов — первый сборник стихотворений “Chefs d'oeuvre. Осень 1894 — весна 1895”, тираж — 400. “Не современникам и даже не человечеству завещаю я книгу,— писал он в предисловии,— а вечности и искусству”. Эту книгу Брюсов считал “первой более или менее серьезной” (“Письма В.Я.Брюсова к П.П.Перцову”.…

      В.Брюсов — первый сборник стихотворений “Chefs d'oeuvre. Осень 1894 — весна 1895”, тираж — 400. “Не современникам и даже не человечеству завещаю я книгу,— писал он в предисловии,— а вечности и искусству”.

      Эту книгу Брюсов считал “первой более или менее серьезной” (“Письма В.Я.Брюсова к П.П.Перцову”. М., 1927, с. 30). “...Шедевров ты там не найдешь,— писал Брюсов В.К.Станюковичу 23 июня,— но встретишь несколько достаточно оригинальных (во всех смыслах этого слова) произведений; достоинство одно несомненное: они чужды рутине и по идее и по форме”. Ему же в сентябре: “Против меня восстали все... Бесконечно возмутило всех предисловие. Сознаюсь, я там пересолил немного, но ведь надо стать в положение человека, которого полтора года безустально ругали во всех журналах и газетках” (ЛН, т. 85, с. 736, 737).

      Развернуть

    • Почти одновременно появляются следующие сборники декадентских стихов: Александр Добролюбов — “Natura naturans. Natura naturata” (СПб., 1895), о котором Брюсов писал 17 сентября: “Признания со стороны публики Добролюбову придется дожидаться долго!” (ЛН, т. 85, с. 737); Н.А.Емельянов-Коханский…

      Почти одновременно появляются следующие сборники декадентских стихов: Александр Добролюбов — “Natura naturans. Natura naturata” (СПб., 1895), о котором Брюсов писал 17 сентября: “Признания со стороны публики Добролюбову придется дожидаться долго!” (ЛН, т. 85, с. 737); Н.А.Емельянов-Коханский “Обнаженные нервы” (М., 1895). Книжка напечатана на розовой бумаге, снабжена портретом автора в костюме оперного Демона с авторским посвящением “мне и египетской царице Клеопатре”; Сергей Терзаев, Владимир Краснов и Михаил Славянский [С.А.Патараки, В.А.Мазуркевич, М.В.Шевляков] “Кровь растерзанного сердца. Тревожные песни трех первых русских декадентов” (СПб., 1895). Книжка издана в красной обложке и напечатана красным шрифтом, все стихотворения с характерными названиями “Нервы”, “Скрежет”, “Ужасы”, “Раны” и т.п. помечены одним и тем же числом. Появление этих сборников сопровождалось скандальной сенсацией, а В.Буренин выпустил книжку пародий: Алексис Жасминов “Голубые звуки и белые поэмы” (СПб., 1895).

      Все это “творчество, холодно рассчитанное на выгоду сыграть роль публичного шута” и “быть обруганным влиятельным критиком, потому что такая ругань — для Герострата реклама” (Old Gentleman [А.В.Амфитеатров], Н. Вр., 30 сент.). “Веселая компания детей, выдумавшая новую игру” для себя и общества (М.Полтавский, Бирж. Вед., 30 окт.). “Литературная компания взаимной бездарности” (П.Безобразов, Од. Л., 14 ноября). “Бедная русская поэзия! Кто только не кощунствует перед твоим священным храмом в наши хмурые, разрушающие святыню дни!” (Ап.К[оринф]ский, Тр., N 10). “Под прикрытием самой современнейшей современности” А.Добролюбов “пророчествует как древняя пифия с высоты треножника” (Ап.К[оринф]ский, Вс. Иллюстр., 4 ноября).

      А.Волынский (С. Вест., N 11) охарактеризовал критику новоявленного декадентства как “шумную, жизнерадостную экзекуцию”, произведенную “журналистами всех оттенков”, и, присоединившись к общему хору, назвал русских символистов “жалкой ассоциацией бездарных тружеников”, имеющих “очень мало общего” с “серьезным символизмом”.

      Н.К.Михайловский писал, что русские символисты “преимущественно соревнуют Герострату”, их “неоригинальный вздор” “украден у французов”; критик цитировал стихи Брюсова, чтобы доставить ему “удовольствие распространением” и выражал надежду, что поэт когда-нибудь получит ““просияние своего ума” и ему станет стыдно своих теперешних глупостей” (Р. Бог., N 10). Широкий резонанс приобрела заметка Вл.С[оловьева] “Еще о символистах” (Вест. Евр., N 10). Брюсовский перевод стихотворения Метерлинка, содержащий строки “И под кнутом воспоминаний я вижу призраки охот...”, заставил Вл.Соловьева посоветовать авторам сборника писать не только “под кнутом воспоминаний”, но и “под воспоминанием кнута”. “...Моя собственная критическая свора отличается более “резвостью”, чем “злобностью”, и “синее дыхание” вызвало во мне оранжевую охоту к лиловому сочинению желтых стихов, а пестрый павлин тщеславия побуждает меня поделиться с публикой... образчиками моего гри-де-перлевого, вер-де-мерного и фель-мортного вдохновения...

      Горизонты вертикальные
В шоколадных небесах,
Как мечты полузеркальные
В лавро-вишневых лесах.

      Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий
Гиацинтовый Пегас.

      Мадрагоны имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши в вянущих ушах.

      На небесах горят паникадила,

      А снизу — тьма.

      Ходила ты к нему иль не ходила?

      Скажи сама!

      Но не дразни гиену подозренья,

      Мышей тоски!

      Не то смотри, как леопарды мщенья,

      Острят клыки!

      И не зови сову благоразумья

      Ты в эту ночь!

      Ослы терпенья и слоны раздумья

      Бежали прочь.

      Своей судьбы родила крокодила

      Ты здесь сама.

      Пусть в небесах горят паникадила,

      В могиле — тьма”.

      “Читая его пародии, писал В.Брюсов 13 октября, я искренно восхищался; слабые стороны символизма схвачены верно...” (“Письма В.Брюсова к П.П.Перцову”, М., 1927, с. 44). Однако в заметке “Documenta” (1895) Брюсов засвидетельствовал свое недовольство: “г. Вл.Соловьев человек весьма почтенный. Я... уважаю его как критика и как поэта — но три рецензии его о наших изданиях переполнены остротами и шуточками самого дурного тона, что остается только пожать плечами...” (РГБ, ф. 386, карт. 36, ед. 47).

      Арсений Г. [И.Я.Гурлянд] называет Брюсова “главным декадентом”, “декадентом-коноводом” и сетует на “непоправимую ошибку” Вл.Соловьева, “в серьезном журнале... обратившего внимание на этих шалунов” (“Московские декаденты”, Нов. Дня, 5 сент.). А.Б[огданович], допуская, что в принципе искания символистов могут дать положительные результаты, вместе с тем, сославшись на предисловие Брюсова к “Шедеврам” и на его стихотворение “О, закрой свои бледные ноги”, пишет, что русские символисты поражают пока своей “бесталанностью и удивительной, беспримерной наглостью”. “Отличить Дарова от Брюсова, Коханского от Добролюбова нет никакой возможности”, все они — подражатели, не имеющие будущего, между тем лучшие представители символизма на Западе (Метерлинк и Ибсен) отличаются глубиной содержания и совершенством формы (Мир Б., N 10). Пл.Краснов, причислив к сборникам русских символистов “почти декадентские стихи” Мережковского и Бальмонта и “декадентские повести” Ф.Сологуба, жалуется на то, что это “туманное свинство”, состоящее из “мистики и порнографии”, имеет несомненный успех: “их печатают, продают, о них говорят” (“Русские декаденты”, Тр., N 11). Н.Н.[Николаев] советует авторам сборников оставить “мысль о том, что символизм есть новая школа”, ибо ее главные признаки — бессодержательность, “дикий, однообразный лепет”, отсутствие положительных или отрицательных образов и идеалов, кроме “грубо-материальной идеи внешнего наслаждения или внешней боли”, при этом все покрыто “хаотическим туманом болезненно-перемешанных ощущений”. Некоторые стихотворения Брюсова “милы, грациозны и не без содержания” (“Русские символисты и кое-что о символизме вообще”, Р. Обозр., N 9). В.Чуйко констатирует: “Наша журналистика с рвением, достойным лучшего применения, занимается символизмом... издеваются фельетонисты и передовики, издеваются беллетристы, издеваются критики, по-видимому, не имеющие другого, более приличного дела... издевается Вл.Соловьев”, хотя ему, “осененному венком философской мудрости, как будто и неприлично заниматься таким глупым делом” (Од. Л., 29 ноября).

      Диссонансом прозвучал голос Рыцаря Зеркал [И.И.Ясинского], выступившего с защитой стихотворений Брюсова, хотя и лишенных смысла, но обладающих “музыкальностью” и “красотой рифм”: “...А что если из этого ребяческого движения... выйдет... что-нибудь заслуживающее похвалы и серьезного внимания?”; выражает удивление, почему “Северный вестник”, “орган декадентов по-преимуществу”, не печатает стихов Брюсова и Ко (Пб. Газ., 11 окт.). Попыткой философско-исторического осмысления символизма явилась рецензия В.В.Розанова (Р. Вест., 1896, N 4, в более полном виде в Р. Обозр., 1896, N 9, “О символистах”). Отметив тяготение символизма к эротике и замену реального мира “опустошенным и павшим “я” поэта”, Розанов относит декадентство к “историческим явлениям великой необходимости и смысла”, несущим “великие странности, великое уродство, великие бедствия и опасности”. “Смрадное чудовище” декадентства возникло как порождение “несвязанной личности” и “свободной человечности Запада, и противостоять этому может лишь христианская религия, православная церковь.

      “Ругательства в газетах меня ужасно мучат,— признавался Брюсов 8 сентября” (В.Брюсов. Дневники. М., 1927, с. 22). В черновой заметке, относящейся к 1895 г., Брюсов писал: “Русские символисты достигли чего хотели — исполнили свое дело. Наши выпуски служили новому в поэзии, в каких бы формах это новое ни выражалось. In tyrannos [Против тиранов] — вот каков был наш девиз. Нас упрекали — нередко даже друзья,— что мы отводим слишком много места крайностям новой школы. Допуская даже, что эти крайности отпадут впоследствии от обновленной поэзии, смеем думать, что в дни борьбы они могли бы иметь только самое благодетельное влияние. Не останавливаться ни перед чем! Дерзать на все! — вот завет” (“Искусство”, 1928, т. III, кн. IV, с. 218).

      Развернуть

    • В.В.Розанов — “По поводу одной тревоги графа Л.Н.Толстого” (Р. Вест., N 8). Призывает покориться церкви, отречься от “презрения к миру”: “Ты не хочешь “сопротивляться злу” и сопротивляешься даже благу. Ты все умничаешь, выдумываешь, лепишь снова человека из глины, когда его уже слепил Бог”; именует…

      В.В.Розанов — “По поводу одной тревоги графа Л.Н.Толстого” (Р. Вест., N 8). Призывает покориться церкви, отречься от “презрения к миру”: “Ты не хочешь “сопротивляться злу” и сопротивляешься даже благу. Ты все умничаешь, выдумываешь, лепишь снова человека из глины, когда его уже слепил Бог”; именует Толстого человеком “мелочно придирчивым”, “все выслеживающим”, “все ненавидящим — при устах, полных всегда любви”.

      Н.К.Михайловский назвал эту статью “изумительной по наглости и дикой распущенности”. “Бывали у нас в литературе случаи безобразнейшей полемики... но ничего подобного все-таки не было; ибо ко всем обычным неприличиям... здесь прибавлен еще этот якобы свыше вдохновенный тон” — “пророка, судии и учителя”. При этом Розанов — “человек, имеющий свою аудиторию, своих почитателей, свой круг солидарных людей, что, может быть, и дает ему смелость говорить с гр. Толстым тоном знаменитого архимандрита Фотия” (Р. Бог., N 10). Розанов осмеливается поучать великого писателя “слогом пьяного пономаря”, что характерно для времени, когда “всякий пошляк... всякий недоучившийся гимназист, всякий невежественный бумагомаратель, всякая истерическая барыня цепляются за графа Толстого”, ибо он “лучшая реклама для этих бездарных неудачников” (В.Чуйко, Од. Л., 5 сент.). Со времен “пресловутого Аскоченского... ничего подобного не появлялось в наших литературных изданиях”; Розанов требует, чтобы Толстой взамен “тревожащей душу правды” проповедовал “успокоительное фарисейство” (В.Буренин, Н. Вр., 1 сент.).

      Развернуть

    • М.А.Протопопов — “Литературно-критические характеристики (В.Г.Белинский, Лев Толстой, Н.В.Шелгунов, Вс.Гаршин, С.Т.Аксаков, А.М.Жемчужников, Глеб Успенский, Ф.М.Решетников, Н.Н.Златовратский, Н.Е.Петропавловский (Каронин))”. СПб., изд. ж-ла “Русское богатство”, 1896, тираж — 2000.…

      М.А.Протопопов — “Литературно-критические характеристики (В.Г.Белинский, Лев Толстой, Н.В.Шелгунов, Вс.Гаршин, С.Т.Аксаков, А.М.Жемчужников, Глеб Успенский, Ф.М.Решетников, Н.Н.Златовратский, Н.Е.Петропавловский (Каронин))”. СПб., изд. ж-ла “Русское богатство”, 1896, тираж — 2000.

      В августе 1897 г. зав. редакцией “Русского богатства” А.И.Иванчин-Писарев писал Протопопову, что продано лишь 686 экз. и предлагал забрать оставшиеся (ИРЛИ, ф. 181, оп. 3, ед. 322).

      Развернуть

сентябрь 1895 →