Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

октябрь 1891

  • 5
    октября
    1891
    • Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок] — “Нечто о национализме. По поводу иных современных настроений” (Моск. Вед., 5 окт.). Мнение о “крайностях национализма” в России (Вл.Соловьева) — недоразумение, связанное с обилием народнической беллетристики. Но и Гл.Успенскому, и Златовратскому недоступна…

      Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок] — “Нечто о национализме. По поводу иных современных настроений” (Моск. Вед., 5 окт.). Мнение о “крайностях национализма” в России (Вл.Соловьева) — недоразумение, связанное с обилием народнической беллетристики. Но и Гл.Успенскому, и Златовратскому недоступна “душа народная”, они изучают народ как “особую породу зверей”.

      Развернуть

  • 11
    октября
    1891
    • А.П.Чехов — заметка без подписи “Вопрос” (Н. Вр., 11 окт.) О лебеде как народной пище в голодные времена. В ответ профессора А.Баталин и Куцынский утверждали, что в семенах лебеды содержатся белок и крахмал (Н. Вр., 13 окт.). 16 октября А.П.Чехов писал А.С.Суворину: “А на нашу лебеду откликнулись. Но я не…

      А.П.Чехов — заметка без подписи “Вопрос” (Н. Вр., 11 окт.) О лебеде как народной пище в голодные времена.

      В ответ профессора А.Баталин и Куцынский утверждали, что в семенах лебеды содержатся белок и крахмал (Н. Вр., 13 окт.).

      16 октября А.П.Чехов писал А.С.Суворину: “А на нашу лебеду откликнулись. Но я не удовлетворен. Почти все наши травы, в том числе и ядовитые, содержат крахмал, однако же ведь их не едят” (т. 4, с. 284).

      Развернуть

    • 11 октября Д.С.Мережковский писал А.П.Чехову из Петербурга: “В литературе всеобщее утомление. Даже Буренин перестал ругаться и заговорил о добродетели, что совсем неестественно и мрачно. Флексер [А.Волынский] пишет в “Северном вестнике” о необходимости бессмертия души. В самом деле, это единственное,…

      11 октября Д.С.Мережковский писал А.П.Чехову из Петербурга: “В литературе всеобщее утомление. Даже Буренин перестал ругаться и заговорил о добродетели, что совсем неестественно и мрачно. Флексер [А.Волынский] пишет в “Северном вестнике” о необходимости бессмертия души. В самом деле, это единственное, на что нам остается надеяться” (сб. “Чехов и “серебряный век””. М., 1996, с. 263).

      Развернуть

  • 15
    октября
    1891
    • 15 октября Л.Н.Толстой послал Н.Я.Гроту статью “О голоде” для опубликования в журнале “Вопросы философии и психологии” (не пропущена цензурой). С большими сокращениями напечатана в “Книжках Недели” (1892, N 1) под заглавием “Помощь голодным”.

  • 19
    октября
    1891
    • 19 октября на закрытом заседании Психологического общества в Москве, под председательством Н.Я.Грота, Вл.С.Соловьев прочитал реферат “О причинах упадка средневекового миросозерцания” (Критическое движение последних веков ведет к торжеству уже не внешнего, а подлинного христианства — общественного,…

      19 октября на закрытом заседании Психологического общества в Москве, под председательством Н.Я.Грота, Вл.С.Соловьев прочитал реферат “О причинах упадка средневекового миросозерцания” (Критическое движение последних веков ведет к торжеству уже не внешнего, а подлинного христианства — общественного, универсального, перерождающего человеческую жизнь) (Вопр. Фил. и Псих., кн. 10, ноябрь).

      Доклад Соловьева вызвал многочисленные статьи-протесты в “Московских ведомостях”. Одобрение слушателей, аплодисменты свидетельствуют о религиозном невежестве общества (Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 21 окт.). “Популярное и сплошное глумление” над православной церковью, превознесение неверующих “прогрессистов” (М.Афанасьев, Моск. Вед., 21 окт.). “Ловкий и дерзкий софист, мнящий себя новоявленным пророком, имеющим задачу разрушить национальность, патриотизм и веру Русского народа” (Моск. Вед., 22 окт.). Соловьев не заботится о логике и точности, его реферат по сути провозглашение нового догмата — об особой “нравственно-практической благодати”, действующей в наших либералах (Старый Книгоед, Моск. Вед., 10 ноября). Как и Л.Толстой, Вл.Соловьев переносит в Россию “отбросы и уродливости цивилизации Запада” (Моск. Вед., 20 ноября).

      В ходе полемики Вл.С.Соловьев несколько раз выступил “Письмами в редакцию” (Моск. Вед., 22, 26, 30 окт., 3 ноября), в которых упрекал публицистов газеты в недобросовестности и враждебном изложении его позиции.

      Спор между Вл.Соловьевым и авторами “Московских ведомостей” — пустой, движимый задетыми самолюбиями, чуждый духу православия и религиозной совести (А.С.Суворин, Н. Вр., 14 ноября). “Московские ведомости” “набросились” на Вл.Соловьева, “закусив удила”, “выпустили сразу всю стаю своих славных сотрудников и напечатали 101 опровержение реферата”, все “переврав” и “передернув” (П.Скриба [Е.А.Соловьев], Нов., 17 ноября).

      Развернуть

  • 22
    октября
    1891
    • А.П.Чехов — повесть “Дуэль” (Н. Вр., 22, 23, 25, 29, 30 окт., 5, 12, 13, 19, 26, 27 ноября). Отд. изд. вышло в декабре, СПб., изд. А.Суворина, 1892, тираж — 1200. А.П.Чехов, узнавший от брата Александра, что нововременцы называют его “узурпатором” из-за долгого печатания “Дуэли”, писал ему 24 октября, что…

      А.П.Чехов — повесть “Дуэль” (Н. Вр., 22, 23, 25, 29, 30 окт., 5, 12, 13, 19, 26, 27 ноября). Отд. изд. вышло в декабре, СПб., изд. А.Суворина, 1892, тираж — 1200.

      А.П.Чехов, узнавший от брата Александра, что нововременцы называют его “узурпатором” из-за долгого печатания “Дуэли”, писал ему 24 октября, что сотрудничество в “Новом времени” не принесло ему как литератору “ничего, кроме зла”: “Отдал я повесть, потому что был должен “Новому времени”, и если бы не последнее обстоятельство, то повесть моя печаталась бы в толстом журнале, где она вошла бы целиком, где я больше бы получил и где не было бы жужжанья моих уважаемых товарищей” (т. 4, с. 288).

      В.В.Билибин писал Н.М.Ежову 17 ноября : “Главный ее [“Дуэли”] недостаток, что она печатается в газете. Впечатление разбивается. Подождем отдельного издания. Одни очень хвалят повесть, другие говорят, что не узнают прежнего Чехова” (там же, с. 523).

      Д.С.Мережковский писал А.П.Чехову 16 декабря: “Тип Лаевского — прелесть — он как живой, если бы не самая последняя глава, которая все-таки фантастична. Зачем эта добродетельная метаморфоза? ... Но очень многое в “Дуэли” привело меня в восторг. Это все-таки самая умная и глубокая из Ваших вещей наряду со “Скучной историей”” (сб. “Чехов и “серебряный век””, М., 1996, с. 264).

      Одна из самых глубоких вещей после “Скучной истории”; “действующие лица живы, сюжет представляет психологический интерес, диалоги... не лишены характеристичности и замысла”. Однако перерождение Лаевского после дуэли “недостаточно определенно” (А.Волынский, С. Вест., 1892, N 1). “Превосходное произведение”, как бы полемический ответ на “Крейцерову сонату” Л.Толстого: поженившись, герой и героиня стали другими людьми, что, однако, выглядит неправдоподобно (Тр., 1892, N 2, Нов. Кн.). “Дуэль”... написана с... талантом, умом, оригинальностью и необычайно тонкой наблюдательностью” (Сев., 1892, N 4, янв., Б-фия). Повесть “неудачная” (М.Южный [М.Г.Зельманов], Гражд., 31 дек.).

      Развернуть

  • 27
    октября
    1891
    • 27 октября — 30 ноября — второй выезд Л.Н.Толстого в голодающие деревни. 9 ноября Л.Н.Толстой писал к Н.Н.Ге, отцу и сыну, из Бегичевки (Данковского уезда, Рязанской губ.): “Мы живем здесь и устраиваем столовые, в которых кормятся голодные... Тут... деньги от Софьи Андреевны и жертвованные, тут отношения…

      27 октября — 30 ноября — второй выезд Л.Н.Толстого в голодающие деревни. 9 ноября Л.Н.Толстой писал к Н.Н.Ге, отцу и сыну, из Бегичевки (Данковского уезда, Рязанской губ.): “Мы живем здесь и устраиваем столовые, в которых кормятся голодные... Тут... деньги от Софьи Андреевны и жертвованные, тут отношения кормящим к кормимым, тут греха конца нет, но не могу жить дома, писать. Чувствую потребность участвовать, что-то делать”. 23 ноября — И.Б.Файнерману: “Сам не знаю, как... я оказался распределителем той блевотины, которою рвет богачей... устраниться... недостает сил” (т. 66, с. 81, 94).

      Развернуть

  • октябрь
    1891
    • Д.Мамин-Сибиряк — повесть “Братья Гордеевы” (Р. Мысль, NN 9—10). “Бытовой, эпический” писатель создал “широкую этнографическую картину”, однако без философской и психологической глубины и “мощного темперамента” (А.Волынский, С. Вест., N 11). Производит сильное впечатление, однако грубое изображение…

      Д.Мамин-Сибиряк — повесть “Братья Гордеевы” (Р. Мысль, NN 9—10).

      “Бытовой, эпический” писатель создал “широкую этнографическую картину”, однако без философской и психологической глубины и “мощного темперамента” (А.Волынский, С. Вест., N 11). Производит сильное впечатление, однако грубое изображение заводского священника как “болтающегося пугала” — “непростительная оплошность” (М.К[уплет]ский, Сын От., 7 ноября).

      Развернуть

    • Вл.С.Соловьев — воззвание “Наш грех и наша обязанность” (С. Вест., N 10); статья “Народная беда и общественная помощь” (Вест. Евр., N 10). Призыв к русскому обществу покаяться и исполнить свой долг культурной помощи народу, без которой его и постиг голод. Рискованно основывать экономическое благосостояние…

      Вл.С.Соловьев — воззвание “Наш грех и наша обязанность” (С. Вест., N 10); статья “Народная беда и общественная помощь” (Вест. Евр., N 10). Призыв к русскому обществу покаяться и исполнить свой долг культурной помощи народу, без которой его и постиг голод.

      Рискованно основывать экономическое благосостояние крестьян на нравственной обязанности интеллигенции (Р. Обозр., N 10, Совр. летопись). “Один философ, как граф Л.Н.Толстой, советует любовью уничтожать голод, а другой — покаянием...” (Современник, Пб. Газ., 4 окт.). Либеральная интеллигенция не имеет общих с народом духовных интересов, чувств и мыслей — поэтому просветить народ не в состоянии (Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 12 окт.). “Бестактная выходка, огульное бросание грязью в русское общество”, которое давно ведет самоотверженную борьбу с народными бедствиями (В.Г.Земский [В.И.Чарнолуский и Г.А.Фальборк], Р. Бог., N 10; то же Р. Мысль, N 11, Библиограф. Отд.; 1892, N 1, Библиограф. Отд.). Рассуждения Соловьева заслуживают полного сочувствия (Кн. Нед., N 11, Лит. летопись).

      Развернуть

    • В октябре журнал “Север” перешел от Вс.С.Соловьева к новому издателю, Е.А.Евдокимову, и под редакторство В.А.Тихонова (Пб. Газ., 9 ноября). 14 сентября А.П.Чехов согласился прислать рассказ в ответ на просьбу В.А.Тихонова помочь журналу “встать на ноги”: “Кому же быть редакторами, как не литераторам?…

      В октябре журнал “Север” перешел от Вс.С.Соловьева к новому издателю, Е.А.Евдокимову, и под редакторство В.А.Тихонова (Пб. Газ., 9 ноября).

      14 сентября А.П.Чехов согласился прислать рассказ в ответ на просьбу В.А.Тихонова помочь журналу “встать на ноги”: “Кому же быть редакторами, как не литераторам? Только... вот Вам мой завет: читайте все присылаемое и не относитесь недоверчиво к новичкам. Заведите статейки по естественным наукам и не давайте места шарадам и критическим статья” (т. 4, с. 271).

      Развернуть

    • А.Волынский — “Нравственная философия гр. Льва Толстого” (С. Вест., N 10).

ноябрь 1891 →