Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

февраль 1898

  • 8
    февраля
    1898
    • 8 февраля в “Русских ведомостях” опубликовано письмо Л.Толстого, сопровождавшее сообщение о бедственном положении крестьян Воронежской губ.: “...Положение большинства нашего крестьянства таково, что очень трудно иногда бывает провести черту между тем, что можно назвать голодом, и нормальным…

      8 февраля в “Русских ведомостях” опубликовано письмо Л.Толстого, сопровождавшее сообщение о бедственном положении крестьян Воронежской губ.: “...Положение большинства нашего крестьянства таково, что очень трудно иногда бывает провести черту между тем, что можно назвать голодом, и нормальным состоянием...” (т. 71, с. 271).

      Развернуть

  • 19
    февраля
    1898
    • 19 февраля В.Г.Короленко писал из Петербурга: “Марксизм... здесь является господствующим настроением большинства молодежи... Я лично далеко не безусловный враг этого направления; по-моему, в нем есть кое-что верное и свежее. Но все это ужасно узко, умишки замыкаются на “экономии”, кругозор стесняется…

      19 февраля В.Г.Короленко писал из Петербурга: “Марксизм... здесь является господствующим настроением большинства молодежи... Я лично далеко не безусловный враг этого направления; по-моему, в нем есть кое-что верное и свежее. Но все это ужасно узко, умишки замыкаются на “экономии”, кругозор стесняется и для невежественного апломба — страшный простор... “Самарский вестник”, одно время бывший газетой “партии”, договорился до вреда народного образования (пока “мелкий буржуа”, называемый по недоразумению крестьянином, “не выварился в котле”,— образование ему не нужно). Правда, здешние марксисты хватались за голову, читая эти прелести... Если же говорить серьезно, то мне кажется, что у марксизма есть две стороны: одна, которой суждено распуститься лишь в будущем, а пока оставаться в виде незначительной, скорее символической струйки... Другая, более широкая, несет с собой примирение с господствующим в действительности течением, и очень многие прежде всего усваивают “защиту капитализма”... Это, разумеется, не может быть поставлено в вину вожакам марксизма, но все-таки — симптом. Даже и нелепости народничества были в другом роде” (В.Г.Короленко. Письма к П.С.Ивановской. М., 1930, с. 74—75).

      Развернуть

  • 20
    февраля
    1898
    • 20 февраля В.А.Поссе пишет Горькому: “Редакция “Жизни” (люди, видимо, порядочные, но без направления) тоже целится на Вас. Не захотите ли их поддержать (NN журнала они выслали Вам)... Просьб теперь не оберетесь, но думайте не о редакциях, а о долге перед читателями, которые Вас начинают любить” (Архив…

      20 февраля В.А.Поссе пишет Горькому: “Редакция “Жизни” (люди, видимо, порядочные, но без направления) тоже целится на Вас. Не захотите ли их поддержать (NN журнала они выслали Вам)... Просьб теперь не оберетесь, но думайте не о редакциях, а о долге перед читателями, которые Вас начинают любить” (Архив А.М.Горького).

      Развернуть

  • 25
    февраля
    1898
    • В.В.Стасов — “Радость безмерная” (Нов., 25 февр.). О концерте Ф.И.Шаляпина в Петербурге; года три назад он выступил, “еще совершенно юношей”, в опере Бородина “Князь Игорь”. Теперь он “вырос безмерно” и, как “великий талант”, творит вне всякой “театральной рутины”.

      В.В.Стасов — “Радость безмерная” (Нов., 25 февр.). О концерте Ф.И.Шаляпина в Петербурге; года три назад он выступил, “еще совершенно юношей”, в опере Бородина “Князь Игорь”. Теперь он “вырос безмерно” и, как “великий талант”, творит вне всякой “театральной рутины”.

      Развернуть

  • февраль
    1898
    • Н.Гарин — “На ночлеге” (Мир Б., N 2).

    • Е.Чириков — “Калигула” (Мир Б., N 2). Бунт мелкого чиновника, провалившего экзамен на чин (“За человека, братцы, обидно!”)

    • В.Микулич — “Черемуха” (С. Вест., NN 1—2), о порывах и исканиях героини, погубленной замужеством. По сравнению с “Мимочкой” душевная драма героини “Черемухи” обрисована “линючими красками безвременья” ([П.Ф.Николаев], Периодич. изд., Р. Мысль, N 3). “Это молодость и любовь времени общественной…

      В.Микулич — “Черемуха” (С. Вест., NN 1—2), о порывах и исканиях героини, погубленной замужеством.

      По сравнению с “Мимочкой” душевная драма героини “Черемухи” обрисована “линючими красками безвременья” ([П.Ф.Николаев], Периодич. изд., Р. Мысль, N 3). “Это молодость и любовь времени общественной апатии”, “без всякой активной борьбы отдающейся... житейскому опыту” (П.Ф.Гриневич [Якубович], Р. Бог., N 8, отд. II, с. 104). Все произведения Микулич останутся “вне литературы”; натурализм открыл дорогу “дамам-писательницам”, так как они любопытнее, наблюдательнее и болтливее мужчин (Н.Минский, Нов., 22 окт.). “История юной женской души” — “тема и без того не особенно богатая, а в произведениях г-жи Микулич она сведена к птичьему существованию, к птичьей философии и птичьим интересам” (А.Б.[Богданович], Мир Б., 1899, N 1).

      Развернуть

    • Ин.Анненский — “А.Н.Майков и значение его поэзии” (Рус. Школа, N 2). Сравнивает эстетику Лермонтова с “новыми французскими поэтами, с Бодлером и Верленом во главе”, “их заслугой надолго останется, кроме обогащения языка, повышение нашей эстетической чувствительности и увеличение шкалы наших художественных…

      Ин.Анненский — “А.Н.Майков и значение его поэзии” (Рус. Школа, N 2). Сравнивает эстетику Лермонтова с “новыми французскими поэтами, с Бодлером и Верленом во главе”, “их заслугой надолго останется, кроме обогащения языка, повышение нашей эстетической чувствительности и увеличение шкалы наших художественных ощущений”

      Развернуть

    • Ив.Иванов — “Чем может и должен быть современный русский писатель” (Р. Мысль, N 2). Предостерегает от неминуемой демократизации искусства, на которое “одновременно надвинулось два страшных неумолимых врага — политика и наука”; предлагает следовать литературному завету Тургенева: идти к своей цели…

      Ив.Иванов — “Чем может и должен быть современный русский писатель” (Р. Мысль, N 2). Предостерегает от неминуемой демократизации искусства, на которое “одновременно надвинулось два страшных неумолимых врага — политика и наука”; предлагает следовать литературному завету Тургенева: идти к своей цели без всяких школ и направлений “под великой эгидой жизненной правды”. “Поэты должны заговорить... языком богов”, “открыть символы отрешенной красоты” и слить слово со “стихийно-чарующими звуками музыки”.

      Развернуть

    • К.Баранцевич — “Сказки жизни. 13 рассказов”. СПб., 1898, тираж — 1200. “Перед нами,— пишет рецензент “Мира Божьего” (N 5),— все те же мелкие, незаметные стороны жизни, маленькие люди с их маленькими интересами, ничтожными скорбями и радостями, с из серенькой и пошлой жизнью, монотонной, скучной и неглубокой”.…

      К.Баранцевич — “Сказки жизни. 13 рассказов”. СПб., 1898, тираж — 1200.

      “Перед нами,— пишет рецензент “Мира Божьего” (N 5),— все те же мелкие, незаметные стороны жизни, маленькие люди с их маленькими интересами, ничтожными скорбями и радостями, с из серенькой и пошлой жизнью, монотонной, скучной и неглубокой”. “Грустный колорит беспомощности, безволия и безвыходной сутолоки по-прежнему лежит на его рассказах”; литературная судьба Баранцевича определилась: теперь “широкая известность”, “затем полное забвение” и, наконец, “непреходящее место в истории русской литературы среди второстепенных писателей, истинные заслуги которых значительно серьезнее, чем принято... думать” ([А.Г.Горнфельд], Р. Бог., N 7, Нов. Кн.).

      Развернуть

март 1898 →