1899
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
июнь
|
июль
|
август
|
сентябрь
|
октябрь
|
ноябрь
|
8 февраля в “Русских ведомостях” опубликовано письмо Л.Толстого, сопровождавшее сообщение о бедственном положении крестьян Воронежской губ.: “...Положение большинства нашего крестьянства таково, что очень трудно иногда бывает провести черту между тем, что можно назвать голодом, и нормальным…
19 февраля В.Г.Короленко писал из Петербурга: “Марксизм... здесь является господствующим настроением большинства молодежи... Я лично далеко не безусловный враг этого направления; по-моему, в нем есть кое-что верное и свежее. Но все это ужасно узко, умишки замыкаются на “экономии”, кругозор стесняется…
20 февраля В.А.Поссе пишет Горькому: “Редакция “Жизни” (люди, видимо, порядочные, но без направления) тоже целится на Вас. Не захотите ли их поддержать (NN журнала они выслали Вам)... Просьб теперь не оберетесь, но думайте не о редакциях, а о долге перед читателями, которые Вас начинают любить” (Архив…
В.В.Стасов — “Радость безмерная” (Нов., 25 февр.). О концерте Ф.И.Шаляпина в Петербурге; года три назад он выступил, “еще совершенно юношей”, в опере Бородина “Князь Игорь”. Теперь он “вырос безмерно” и, как “великий талант”, творит вне всякой “театральной рутины”.
Н.Гарин — “На ночлеге” (Мир Б., N 2).
Е.Чириков — “Калигула” (Мир Б., N 2). Бунт мелкого чиновника, провалившего экзамен на чин (“За человека, братцы, обидно!”)
В.Микулич — “Черемуха” (С. Вест., NN 1—2), о порывах и исканиях героини, погубленной замужеством. По сравнению с “Мимочкой” душевная драма героини “Черемухи” обрисована “линючими красками безвременья” ([П.Ф.Николаев], Периодич. изд., Р. Мысль, N 3). “Это молодость и любовь времени общественной…
Ин.Анненский — “А.Н.Майков и значение его поэзии” (Рус. Школа, N 2). Сравнивает эстетику Лермонтова с “новыми французскими поэтами, с Бодлером и Верленом во главе”, “их заслугой надолго останется, кроме обогащения языка, повышение нашей эстетической чувствительности и увеличение шкалы наших художественных…
Ив.Иванов — “Чем может и должен быть современный русский писатель” (Р. Мысль, N 2). Предостерегает от неминуемой демократизации искусства, на которое “одновременно надвинулось два страшных неумолимых врага — политика и наука”; предлагает следовать литературному завету Тургенева: идти к своей цели…
К.Баранцевич — “Сказки жизни. 13 рассказов”. СПб., 1898, тираж — 1200. “Перед нами,— пишет рецензент “Мира Божьего” (N 5),— все те же мелкие, незаметные стороны жизни, маленькие люди с их маленькими интересами, ничтожными скорбями и радостями, с из серенькой и пошлой жизнью, монотонной, скучной и неглубокой”.…