Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

сентябрь 1895

  • 23
    сентября
    1895
    • 23 сентября Л.Н.Толстой пишет М.Л.Толстой: “...нынче вечером решил, придумал, нечто очень для меня интересное, а именно то, что не могу писать с увлечением для господ — их ничем не проберешь: у них и философия, и богословие, и эстетика, которыми они, как латами, защищены от всякой истины, требующей следования…

      23 сентября Л.Н.Толстой пишет М.Л.Толстой: “...нынче вечером решил, придумал, нечто очень для меня интересное, а именно то, что не могу писать с увлечением для господ — их ничем не проберешь: у них и философия, и богословие, и эстетика, которыми они, как латами, защищены от всякой истины, требующей следования ей. Я это инстинктивно чувствую, когда пишу вещь, как Хозяин и работник и теперь Воскресение. А если подумаю, что пишу для Афанасьев и даже для Данил и Игнатов и их детей, то делается бодрость и хочется писать” (т. 68, с. 186).

      Развернуть

  • 25
    сентября
    1895
    • 25 сентября П.Ф.Якубович в письме из Курганской ссылки Н.К.Михайловскому требует “оправдания Бодлера”: “Я лично не знаю другого столь чистого, безукоризненно чистого поэта... несмотря на то, что в русской публике навязана ему... недобрая слава чуть ли не развратника, не порнографа... Нет, не растлевающее…

      25 сентября П.Ф.Якубович в письме из Курганской ссылки Н.К.Михайловскому требует “оправдания Бодлера”: “Я лично не знаю другого столь чистого, безукоризненно чистого поэта... несмотря на то, что в русской публике навязана ему... недобрая слава чуть ли не развратника, не порнографа... Нет, не растлевающее влияние, а напротив — возвышающее и одухотворяющее может иметь он на чистую, молодую душу” (ИРЛИ, ф. 181, оп. 1, ед. 810). В ответ Михайловский предложил написать для “Русского богатства” статью о Бодлере (см. настоящую Летопись, апрель 1896 г.).

      Развернуть

  • 29
    сентября
    1895
    • 29 сентября — 3 октября В.Г.Короленко в качестве корреспондента присутствует в Елабуге на втором процессе крестьян удмуртов из села Старый Мултан, обвиненных в ритуальном убийстве. После вторичного вынесения обвинительного приговора, который Короленко назвал “результатом предрассудка улицы и…

      29 сентября — 3 октября В.Г.Короленко в качестве корреспондента присутствует в Елабуге на втором процессе крестьян удмуртов из села Старый Мултан, обвиненных в ритуальном убийстве. После вторичного вынесения обвинительного приговора, который Короленко назвал “результатом предрассудка улицы и шулерства чиновников” (т. 10, с. 237), он выезжает на место происшествия и начинает борьбу за пересмотр дела. С 18 октября по 13 ноября “Русские ведомости” печатают составленный Короленко с двумя другими корреспондентами подробный отчет о Мултанском процессе, а в ноябрьском номере “Русского богатства” появляется первая статья Короленко о процессе — “Мултанское жертвоприношение”, в которой писатель предостерегает от “страшной судебной ошибки”, бросающей несправедливое обвинение целой народности.

      Развернуть

  • сентябрь
    1895
    • М.Горький — “Ошибка” (Р. Мысль, N 10). Рассказ ранее был отвергнут редакцией “Русского богатства”. 23 апреля В.Г.Короленко сообщил Горькому мнение Н.К.Михайловского об “Ошибке”: “Рассказ кажется ему бесцельным, а психология двух сумасшедших произвольной...” “Автор несомненно талантлив,— пишет…

      М.Горький — “Ошибка” (Р. Мысль, N 10). Рассказ ранее был отвергнут редакцией “Русского богатства”. 23 апреля В.Г.Короленко сообщил Горькому мнение Н.К.Михайловского об “Ошибке”: “Рассказ кажется ему бесцельным, а психология двух сумасшедших произвольной...” “Автор несомненно талантлив,— пишет Михайловский,— сила есть, но в пустом пространстве размахивать руками, хотя бы и сильными,— нет смысла” (т. 10, с. 227).

      А.Скабичевский оценил “Ошибку” как “декадентскую повесть” и “грубейшее, рабское подражание” “Палате N 6” Чехова “не только в сюжете и положении действующих лиц, но и в самом языке” (Нов., 5 окт.). М.К[уплет]ский назвал “Ошибку” неудачным произведением с неясной идеей (Сын От., 6 окт.). М.Полтавский рекомендует читателям “прекрасный рассказ г. Горького, глубокий по мысли и удачный по исполнению” (Бирж. Вед., 23 ноября).

      Развернуть

    • Вл.И.Немирович-Данченко — “Губернаторская ревизия” (Р. Мысль, N 8—9). Герой повести, “слабый и развинченный человек”, “ищет подвигов”, смотрит на все “с точки зрения вечности и бесконечного” и кончает самоубийством (М.Южный [М.Г.Зельманов], “Рыцари на час”, Гражд., 31 окт.).

      Вл.И.Немирович-Данченко — “Губернаторская ревизия” (Р. Мысль, N 8—9).

      Герой повести, “слабый и развинченный человек”, “ищет подвигов”, смотрит на все “с точки зрения вечности и бесконечного” и кончает самоубийством (М.Южный [М.Г.Зельманов], “Рыцари на час”, Гражд., 31 окт.).

      Развернуть

    • В.Я.Брюсов писал в сентябре В.К.Станюковичу: “Ознакомился я недавно с сочинениями гр. Толстого “В чем моя вера” и “Царство Божие внутри вас”... Признаюсь, я сильно переменил мнение о Толстом, составленное на основании его напечатанных философствований (например, “О жизни”) и популярных разборов...…

      В.Я.Брюсов писал в сентябре В.К.Станюковичу: “Ознакомился я недавно с сочинениями гр. Толстого “В чем моя вера” и “Царство Божие внутри вас”... Признаюсь, я сильно переменил мнение о Толстом, составленное на основании его напечатанных философствований (например, “О жизни”) и популярных разборов... Впрочем, миросозерцание мое как раз противоположно идеям Толстого, так что все восхищения мои чисто платонические. Реальный вывод из них лишь тот, что я стал с большим уважением относиться к последователям гр. Толстого, которых прежде чуть-чуть не осмеивал” (ЛН, т. 85, с. 737).

      Развернуть

    • Д.С.Мережковский — очерки “Крестьянин во французской литературе. II. Мишле” (Тр., N 9). Точка зрения Ж.Мишле, изложенная в книге “Народ”, является “характерною чертою современного психического момента”: “народ озлоблен”, но он “обладает громадным преимуществом перед классом образованных людей”…

      Д.С.Мережковский — очерки “Крестьянин во французской литературе. II. Мишле” (Тр., N 9). Точка зрения Ж.Мишле, изложенная в книге “Народ”, является “характерною чертою современного психического момента”: “народ озлоблен”, но он “обладает громадным преимуществом перед классом образованных людей” — твердой волей и простотой, в то время как у интеллигенции “преобладает рефлексия, бесплодный скептицизм”, “ослабление воли и чувства”. Единственное спасение в сближении с народом через патриотизм и “добровольную жертву”.

      Развернуть

    • Вл.С.Соловьев — “Стихотворения”. Изд. 2, доп. СПб., 1895, тираж — 2100. По сравнению с 1 изд. (1891) включено более 40 новых стихотворений, ранее печатавшихся в периодике, и впервые — “Милый друг, иль ты не видишь...” Вл.С.Соловьев писал 23 апреля В.Л.Величко: “...Философично ли я поступаю, предлагая…

      Вл.С.Соловьев — “Стихотворения”. Изд. 2, доп. СПб., 1895, тираж — 2100. По сравнению с 1 изд. (1891) включено более 40 новых стихотворений, ранее печатавшихся в периодике, и впервые — “Милый друг, иль ты не видишь...”

      Вл.С.Соловьев писал 23 апреля В.Л.Величко: “...Философично ли я поступаю, предлагая публике свои стихотворные бусы, когда существуют у нее: алмазы Пушкина, жемчуг Тютчева, изумруды и рубины Фета, аметисты и гранаты А.Толстого, мрамор Майкова, бирюза Голенищева-Кутузова, кораллы, яшма и малахиты Величко?” (Вл.С.Соловьев, “Письма”. Т. I. СПб., 1908, с. 226).

      “Стихи г. Соловьева не отличаются особой силой и звучностью, его муза... прежде всего скромна”, преисполнена “тихой грусти, раздумья, по временам любви” (Н. Сл., N 2, ноябрь). Стихотворения “столь же изящные и гладкие, как веленевая бумага, на которой они отпечатаны. Но холодом веет от них...” Вл.Соловьев “разделяет участь новейших поэтов, которые в погоне за формой упускают из виду главное достоинство стихов — искренность. За то его стихотворения выгодно отличаются от декадентских своей содержательностью, глубиной мысли и высотой миросозерцания” — например “Ex oriente lux” (Мир Б., N 9, Библиограф. Отд.). Вл.Соловьев — “последователь великого русского символизма Тютчева”, его “старшие родственники” — Фет и Гейне, он “двух станов не боец”, как А.К.Толстой; склонен к “вечным вопросам” религии, нравственности и эстетики, гармоническому сочетанию “строго философского мышления с мистическим созерцанием, чаадаевского пессимизма с русским мессианством Достоевского, широкой гуманности с национальной идеей и пламенного славянофильства с рациональным западничеством” (В.Л.Величко, “Философ-поэт”, Кн. Нед., 1896, N 1). “Глубокое мистическое проникновение” и “восторженный религиозный лиризм” вместо воспевания “телесной любви” (Скитянин, “Поэзия аскетической любви”, СПб. Вед., 1896, 6 февр.).

      Развернуть

октябрь 1895 →