Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

июнь 1898

  • 3
    июня
    1898
    • Л.Л.Толстой — “Прелюдия Шопена” (Нов. Вр., 3, 9 и 16 июня); повесть полемически направлена против “Крейцеровой сонаты” Л.Н.Толстого (проповедь ранних браков вместо проповеди безбрачия). “Отец-гигант сложил высокую, мрачную пирамиду, а сын-пигмей ополчился на нее только потому, что стоит на нижней…

      Л.Л.Толстой — “Прелюдия Шопена” (Нов. Вр., 3, 9 и 16 июня); повесть полемически направлена против “Крейцеровой сонаты” Л.Н.Толстого (проповедь ранних браков вместо проповеди безбрачия).

      “Отец-гигант сложил высокую, мрачную пирамиду, а сын-пигмей ополчился на нее только потому, что стоит на нижней ступеньке и смотрит в землю, не видя, что у него над головой” (Н.Минский, Нов., 2 июля). “Московские ведомости” (12 сент.) осудили “цинизм” и отца и сына, занятых проблемами “физиологии брака” и забывших, что брак — это “таинство”. Рецензент “Книжек Недели” (N 7) подчеркнул “известную близость” двух произведений — в требовании “целомудрия до брака”.

      Развернуть

  • 25
    июня
    1898
    • 25 июня умер Н.А.Ярошенко. “Это был в полном смысле мыслящий художник”, отмечал Н.К.Михайловский; любил писать портреты литераторов: Кавелин, Плещеев, Салтыков, Гл.Успенский, Л.Толстой, Вл.Соловьев, Короленко, Михайловский. Его упрекали в предпочтении “мрачных сюжетов” и в том, что “у нас иронически…

      25 июня умер Н.А.Ярошенко. “Это был в полном смысле мыслящий художник”, отмечал Н.К.Михайловский; любил писать портреты литераторов: Кавелин, Плещеев, Салтыков, Гл.Успенский, Л.Толстой, Вл.Соловьев, Короленко, Михайловский. Его упрекали в предпочтении “мрачных сюжетов” и в том, что “у нас иронически называется совсем не смешными словами: “гражданская скорбь”” теми, кто “ничего не имеют против “гражданской радости””. Ярошенко сознательно стоял на позиции, уравновешивающей правду, эстетику и гражданство (Р. Бог., N 7).

      Развернуть

  • июнь
    1898
    • Л.Толстой вернулся к работе над повестью “Отец Сергий” (ЛЖТ Толстого, с. 288—289).

    • Э.Л.Войнич — “Овод. Роман из итальянской жизни 30-х годов” в переводе З.А.Венгеровой (Мир Б., NN 1—6).

    • Я.В.Абрамов — “Наша жизнь в произведениях Чехова” (Кн. Нед., N 6). Автор, ссылаясь на многочисленные переиздания чеховских книг, отмечал, что “один только Лев Толстой пользуется большею популярностью, нежели Чехов”, а когда “Чехов издаст полное собрание своих произведений... это издание... создаст…

      Я.В.Абрамов — “Наша жизнь в произведениях Чехова” (Кн. Нед., N 6). Автор, ссылаясь на многочисленные переиздания чеховских книг, отмечал, что “один только Лев Толстой пользуется большею популярностью, нежели Чехов”, а когда “Чехов издаст полное собрание своих произведений... это издание... создаст автору репутацию писателя с очень определенным мировоззрением”, ибо, вопреки безосновательным упрекам критики в односторонности и фактографичности, Чехов-пессимист “буквально пересмотрел все области нашей жизни”, подвергнув их самой беспощадной критике; книги его “учат сознательному отношению к жизни”, а не пессимизму.

      Развернуть

    • Ив.Иванов — “Современный сфинкс” (об Ибсене) (Мир Б., N 6). 50-летний юбилей литературной деятельности и мировое признание не защищают Ибсена от “обвинений в мрачном пессимизме, в отрицании всякого общественного и нравственного порядка и даже возможного на земле человеческого счастья”. Идея человеческой…

      Ив.Иванов — “Современный сфинкс” (об Ибсене) (Мир Б., N 6). 50-летний юбилей литературной деятельности и мировое признание не защищают Ибсена от “обвинений в мрачном пессимизме, в отрицании всякого общественного и нравственного порядка и даже возможного на земле человеческого счастья”. Идея человеческой свободы — главная для Ибсена, несомненно является “носительницей жизни и счастья”.

      А.В. — “Современное искусство. Генрих Ибсен” (Р. Вест., N 6). “Мрачное и скептическое миросозерцание”, “нам совершенно чуждое”, создало “коллекцию изломанных и нравственно больных субъектов”. Ибсеновские “человек воли” и “новая женщина” преследуют цели, “поражающие своей радикальностью и парадоксальностью” — “настоящие религиозно-государственные формы жизни должны исчезнуть”; тесно связан с историей символизма.

      Развернуть

июль 1898 →