Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

сентябрь 1894

  • 4
    сентября
    1894
    • 4 сентября Л.Н.Толстой пишет А.А.Толстой из Ясной Поляны: “Я занят теперь работой [“Катехизис”], которая, боюсь, неприятна вам, но которую я чувствую себя обязанным делать: это изложение в самой короткой и всем понятной форме своего религиозного исповедания веры. Как скоро кончу это, так хочется приняться…

      4 сентября Л.Н.Толстой пишет А.А.Толстой из Ясной Поляны: “Я занят теперь работой [“Катехизис”], которая, боюсь, неприятна вам, но которую я чувствую себя обязанным делать: это изложение в самой короткой и всем понятной форме своего религиозного исповедания веры. Как скоро кончу это, так хочется приняться за, или, скорее, употребить остающийся досуг на художественные работы, которые давно влекут к себе” (т. 67, с. 219).

      Развернуть

  • сентябрь
    1894
    • Н.С.Лесков — “Зимний день (пейзаж и жанр)” (Р. Мысль, N 9); в рассказе изображена прислуга-”непротивленка”, нравственно стоящая неизмеримо выше своей барыни-дворянки.

    • Д.Мережковский — “Перед зарею” (Р. Мысль, N 9) (в редакции — “Дети ночи”).

      ...Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены,
Мы, как ранние предтечи
Слишком медленной весны.
...Мы для новой красоты
Нарушаем все законы,
Преступаем все черты...

    • Пл.Краснов — “Чуткий писатель” (о А.К.Шеллере-Михайлове) (Тр., N 9). По отчетам провинциальных библиотек, Шеллера-Михайлова читают больше, чем Тургенева, Толстого, Гончарова, Писемского. Его романы, изображающие жизнь “интеллигентного класса” 50—70-х годов, “предназначены не для артистических…

      Пл.Краснов — “Чуткий писатель” (о А.К.Шеллере-Михайлове) (Тр., N 9). По отчетам провинциальных библиотек, Шеллера-Михайлова читают больше, чем Тургенева, Толстого, Гончарова, Писемского. Его романы, изображающие жизнь “интеллигентного класса” 50—70-х годов, “предназначены не для артистических натур, а для широкого круга нашей молодежи”, которая ценит “трезвые, честные взгляды на вещи”, умение популяризировать современные теории, позицию “учителя жизни”, терпимость к чужим мнениям, бодрый тон, заимствованный из тех лет, когда “Россия готовилась к обновлению”.

      Развернуть

    • В связи с обострившимся кризисом внутри редакции “Русского богатства” (см. Хроника, декабрь 1894 г.) Н.Г.Гарин-Михайловский писал 26 сентября заведующему редакцией и правой руке Н.К.Михайловского — А.И.Иванчину-Писареву: “Бейте же этих самобытников, упершихся в стену и мошеннически отвлекающих…

      В связи с обострившимся кризисом внутри редакции “Русского богатства” (см. Хроника, декабрь 1894 г.) Н.Г.Гарин-Михайловский писал 26 сентября заведующему редакцией и правой руке Н.К.Михайловского — А.И.Иванчину-Писареву: “Бейте же этих самобытников, упершихся в стену и мошеннически отвлекающих ваше внимание: Южакова читать нельзя, от Карышева рвет — ведь это общий вопль. А когда кончит Мамин?.. Право же, вся эта компания годится для выпивки, но не для дела нового, а ведь старое провалилось. Ничего нет свежего, и жизнь идет своим путем и не заглядывает к нам в журнал, как солнце в затхлый погреб” (Лит. Арх., т. 5, М.; Л., 1960, с. 28).

      Развернуть

    • Р.И.Сементковский — “Что такое Ибсен?” (Ист. Вест., N 9). В русской литературе “воцаряется настоящий варяг”, ему воздают “неумеренные похвалы” не только как “выдающемуся драматургу”, но и как “провозвестнику совершенно нового миросозерцания”. Между тем, Ибсен лишь “талантливый бытописатель норвежского…

      Р.И.Сементковский — “Что такое Ибсен?” (Ист. Вест., N 9). В русской литературе “воцаряется настоящий варяг”, ему воздают “неумеренные похвалы” не только как “выдающемуся драматургу”, но и как “провозвестнику совершенно нового миросозерцания”. Между тем, Ибсен лишь “талантливый бытописатель норвежского общества”, не провозгласивший никаких новых психологических, социальных, политических, философских и художественных истин”; “мизантропия и озлобление” Ибсена не пригодны “для торжества истинно демократических принципов”, его “ярые поклонники” — символисты и мистики.

      Развернуть

    • К.П.Медведский — “Современные литературные деятели (К.К.Случевский)” (Ист. Вест., N 9). “Если г. Случевского-прозаика можно назвать писателем не общедоступным, то Случевский-поэт еще требовательнее и разборчивее по отношению к читателю. Любители нежных, но... банальных чувств... не будут удовлетворены...…

      К.П.Медведский — “Современные литературные деятели (К.К.Случевский)” (Ист. Вест., N 9). “Если г. Случевского-прозаика можно назвать писателем не общедоступным, то Случевский-поэт еще требовательнее и разборчивее по отношению к читателю. Любители нежных, но... банальных чувств... не будут удовлетворены... Не произведет он впечатления и на критиков, которые одобряют за преданность идее... и презрение к “эстетическим ценностям”... Аудитория г. Случевского — не большая... но... избранная”.

      Развернуть

    • А.А.Потебня — “Из лекций по истории словесности. Басня. Пословица. Поговорка”. Харьков, 1894, тираж — 2400. “Эта маленькая книжка”, изданная посмертно, представляет собой курс, воспроизведенный по записям одной из слушательниц. “Глубокие, опережающие современное состояние поэтики взгляды А.А.Потебни…

      А.А.Потебня — “Из лекций по истории словесности. Басня. Пословица. Поговорка”. Харьков, 1894, тираж — 2400.

      “Эта маленькая книжка”, изданная посмертно, представляет собой курс, воспроизведенный по записям одной из слушательниц. “Глубокие, опережающие современное состояние поэтики взгляды А.А.Потебни в первый раз появляются”, в изложении, “пригодном и для большой публики”, что может обратить внимание читателей на книги Потебни “Мысль и язык”, “Из записок по русской грамматике”, “и в общее сознание понемногу войдут те важные открытия Потебни... которые до сих пор составляют достояние небольшого круга” ([А.Г.Горнфельд], С. Вест., N 12).

      Впоследствии А.Г.Горнфельд, ученик Потебни, вспоминал, что редакция “Северного вестника” проявила “ненужное своеволие”, поместив, без согласования с автором, его статью в виде анонимной рецензии (сб. “Памяти А.Л.Волынского”, Л., 1928, с. 31—32).

      Развернуть

    • Л.Майков — “Историко-литературные очерки” (Крылов, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Плетнев, Погодин, Фет). СПб., изд. Л.Ф.Пантелеева, 1895, тираж — 920. Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отметил, что автор убедительно доказывает, что стихотворение Пушкина “Чернь” обращено “не к народной…

      Л.Майков — “Историко-литературные очерки” (Крылов, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Плетнев, Погодин, Фет). СПб., изд. Л.Ф.Пантелеева, 1895, тираж — 920.

      Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отметил, что автор убедительно доказывает, что стихотворение Пушкина “Чернь” обращено “не к народной черни, а к пустой толпе светской”, к “лицемерным судьям, как в обществе, так и в журналистике” (Р. Бог., 1895, N 1, Нов. кн.).

      Развернуть

октябрь 1894 →