Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

1892

  • 1892
    • В течение 1892 года вышло три сборника статей Н.Г.Чернышевского, впервые появившиеся в России отдельным изданием. Однако запрет на имя Н.Г.Чернышевского не был еще снят и книги вышли без указания автора, а лишь с пометой “Издание М.Н.Чернышевского”: в марте — “Очерки гоголевского периода” (“Современник”,…

      В течение 1892 года вышло три сборника статей Н.Г.Чернышевского, впервые появившиеся в России отдельным изданием. Однако запрет на имя Н.Г.Чернышевского не был еще снят и книги вышли без указания автора, а лишь с пометой “Издание М.Н.Чернышевского”: в марте — “Очерки гоголевского периода” (“Современник”, 1855—1856). СПб., 1892; в сентябре — “Критические статьи” (“Современник”, 1854—1861 гг.). СПб., 1893; в декабре — “Эстетика и поэзия” (“Современник”, 1854—1861 гг.). СПб., 1893; в последний сборник вошла работа Чернышевского “Эстетические отношения искусства к действительности”.

      Рецензент “Вестника Европы” (1893, N 2) отметил своевременность появления эстетических трудов Чернышевского, так как современная литература обнаруживает полное забвение “преданий и уроков” прошлого, как со стороны нынешних поклонников чистого искусства — декадентов, так и со стороны “проповедников устоев”. М.А.Протопопов назвал “Очерки гоголевского периода...” “истинной критической историей одного из важнейших фазисов нашей литературы” (Р. Мысль, N 8, отд. II, с. 134), а также откликнулся статьями: “Умная книга” (о втором сборнике) и “Этика и эстетика”, в которой писал: Чернышевский “отлично исполнил отрицательную сторону задачи, с большой проницательностью определил “эстетические отношения искусства к действительности”. Но положительная и важнейшая сторона — определение этических отношений искусства к действительности — оставлена им совершенно в тени” (Р. Мысль, 1893, NN 1 и 4). Об “Очерках гоголевского периода русской литературы” рецензент “Недели” (24 мая) писал, что они “поражают своею необыкновенною дельностью, добросовестностью, ярким и глубоким захватом предмета”. “Исследование об “Эстетических отношениях...” не раз подвергалось суровой и незаслуженной критике”, как родоначальник “антиэстетического” движения; и хотя “эта работа как теоретический трактат не выдерживает критики” и как “руководство для критика или художника” не годится,— она навсегда сохранит свое историческое значение (В.Г., Кн. Нед., N 3). П.П.Перцов в неподписанной рецензии утверждал, что “Критические статьи” “ничего не потеряли от времени”. “А где же враждебная им фаланга? ... Кто теперь читает противников Белинского? Кого интересуют противники Добролюбова до Аполлона Григорьева включительно?” (Р. Бог., N 12, Нов. Кн.). А.Волынский писал, что теоретические рассуждения эстетического трактата Чернышевского “не только устарели, но... никогда не были ни юными, ни жизнеспособными. Это ряд полудетских ошибок мысли”, которые оказали “сильное воздействие на неразвитое сознание русского общества” (С. Вест., N 7, с. 159). По поводу сб. “Критические статьи” А.Волынский заметил, что Чернышевский “совершенно не владел теми эстетическими взглядами, без которых невозможна настоящая литературная оценка” и “чуть не погубил эстетический вкус читающей публики”. “Утилитарная критика бессильна именно потому, что она элементам второстепенным, историческим, житейским, подчиняет то, что... важнее всего — метафизическое начало нравственной свободы, теоретическое представление о природе, общефилософское миросозерцание человека” (С. Вест., 1893, N 1).

      Развернуть

    • В 1892 г. в Женеве вышел N 4 “Социал-демократа”, литературно-политического сборника, выпускаемого плехановской группой “Освобождение труда”, со статьей В.И.Засулич о романе Степняка “Карьера нигилиста”, рисующем жизнь русских революционеров в период 1878—1879 гг. “Автор стоит на точке зрения…

      В 1892 г. в Женеве вышел N 4 “Социал-демократа”, литературно-политического сборника, выпускаемого плехановской группой “Освобождение труда”, со статьей В.И.Засулич о романе Степняка “Карьера нигилиста”, рисующем жизнь русских революционеров в период 1878—1879 гг. “Автор стоит на точке зрения своих героев-террористов... Тем сильнее действует оставляемое романом общее впечатление полной, роковой безнадежности борьбы, в которую вступает выведенная в нем горсть революционеров, одиноко стоящих между не знающим их народом, дрожащим от страха обществом и освирепевшим правительством... Русским людям необходимо выйти из круга идей, дозволивших им забыть совершенно азбучную для каждого европейца истину, что без рабочей массы немыслима никакая революция”.

      Развернуть

    • В газетах охранительного направления литературные итоги 1892 г. получают самую мрачную окраску. Обозреватель “Гражданина” (1893, 6 янв.) М.Южный [М.Г.Зельманов] характеризует современную литературу как “одно серое пятно”, “какой-то густой туман”, сквозь который ничего толком нельзя разобрать:…

      В газетах охранительного направления литературные итоги 1892 г. получают самую мрачную окраску. Обозреватель “Гражданина” (1893, 6 янв.) М.Южный [М.Г.Зельманов] характеризует современную литературу как “одно серое пятно”, “какой-то густой туман”, сквозь который ничего толком нельзя разобрать: П.Д.Боборыкин (“Василий Теркин”) нарисовал “кулака двужильного” в качестве “спасителя отечества”, А.П.Чехов (“Жена”, “Палата N 6”) дал “произведения, которые гораздо ниже его дарования”, и походил на “человека с завязанными глазами”. Обозреватель жалуется на “нашествие” демократии, на падение искусства, которое приспосабливается “к требованиям и вкусам толпы, массы, улицы” (то же в годовом обзоре Сына От., 1893, 1 янв.). Ю.Николаев [Говоруха-Отрок] (Моск. Вед., 1893, 7 и 14 янв.) называет единственными “заслуживающими внимания беллетристами” Чехова и Короленко, однако для первого считает характерным “растерянность мысли” и “нежелание вникать в общий смысл жизни”, для второго — опять-таки “растерянность мысли при сильном стремлении проникнуть в общий смысл жизни”. Минский и Мережковский причислены к представителям “грязной” поэзии.

      Демократическая оценка литературного года, как правило, спорит с подобным пессимистическим взглядом. В этом отношении характерна статья А.М.Скабичевского “Спор Нового года со Старым”. Отвечая на упрек Нового года в серости и неприметности (“не попасть тебе ни в какую хронологию”!), старый год перечисляет свои литературные заслуги: роман П.Боборыкина “Василий Теркин” и повесть А.Чехова “Палата N 6”, которые свидетельствуют о несомненном прогрессе литературы; кроме того, в течение года плодотворно работали Короленко, Мамин-Сибиряк, Потапенко, на литературное поприще вступил “новый талант” — Н.Гарин. Особой своей заслугой Старый год считает горячий и единодушный отклик литературы на голод и холеру, что составляет “залог ее процветания” вопреки прогнозам “декадентиков и символистов”, которые “вздумали свое собственное жалкое ничтожество распространить на весь состав современной русской литературы” (Нов., 1893, 7 янв.). В.Чуйко находит “неуместным” разговор о символистах, возникший на страницах русской печати в основном в связи с лекциями Д.С.Мережковского, так как “маленькие симптомы символизма” заметны лишь на “задворках русской журналистики”, но о них “не принято говорить в приличном обществе”. К выдающимся событиям в целом неблагоприятного для литературы года В.Чуйко относит повести А.Чехова “Жена” и “Палата N 6”, в которых видит “желание разобраться в проблемах русской жизни”, роман П.Боборыкина “Василий Теркин”, рассказ В.Короленко “Ат-Даван” и др. (“Русская литература в 1892 году”, Од. Л., 1893, 1 янв.).

      Развернуть

январь 1892 →