Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

декабрь 1891

  • 1
    декабря
    1891
    • П.Скриба [Е.А.Соловьев] — “Заметки об искусстве” (Нов., 1 дек.). Философская основа натурализма (утилитаризм) доживает последние дни; искусство идеализма побуждает личность к активности.

  • 9
    декабря
    1891
    • 9—30 декабря — новый выезд Л.Н.Толстого в Бегичевку для помощи голодающим крестьянам. 14 декабря он писал оттуда В.Г.Черткову: “как невыгодна для души та деятельность, которою мы заняты, тем, что нас все хвалят.., но теперь оказывается, что нас ругают и... считают меня антихристом... И то, что было в первую…

      9—30 декабря — новый выезд Л.Н.Толстого в Бегичевку для помощи голодающим крестьянам. 14 декабря он писал оттуда В.Г.Черткову: “как невыгодна для души та деятельность, которою мы заняты, тем, что нас все хвалят.., но теперь оказывается, что нас ругают и... считают меня антихристом... И то, что было в первую минуту огорчительно, стало радостно” (т. 87, с. 117).

      Н.С.Лесков писал А.К.Чертковой в январе 1892 г.: “Что над Л.Н. [Толстым] “смеются”, это ничего. И над нами смеются, и я знаю, когда этому надо радоваться, и радуюсь...” (т. 11, с. 513).

      Народные столовые Л.Н.Толстого — самый легкий, дешевый и верный способ помощи наиболее бедным, почти исключающий злоупотребления (Р. Обозр., N 12, Совр. летопись).

      Развернуть

  • 11
    декабря
    1891
    • 11 декабря А.П.Чехов писал А.И.Смагину о своей работе в Нижегородской губернии для поддержания крестьянских хозяйств, пострадавших от голода (т. 4, с. 320—321, 256, 325).

  • 12
    декабря
    1891
    • 12 декабря — премьера “Плодов просвещения” Л.Н.Толстого в Малом театре в Москве. Карикатура превратилась в “выхваченную из жизни картинку”. Однако спектакль уступает постановке Станиславского в передаче аристократического духа дома Звездинцева (Арт., 1892, N 19, янв.).

      12 декабря — премьера “Плодов просвещения” Л.Н.Толстого в Малом театре в Москве. Карикатура превратилась в “выхваченную из жизни картинку”. Однако спектакль уступает постановке Станиславского в передаче аристократического духа дома Звездинцева (Арт., 1892, N 19, янв.).

      Развернуть

  • 14
    декабря
    1891
    • З.Н.Гиппиус — рассказ “Чрезвычайное событие” (Вс. Иллюстр., N 25, 14 дек.).

  • 22
    декабря
    1891
    • Н.Лесков — письмо в редакцию “О кормильцах” (Нед., 22 дек.). Из-за недостатка в людях, способных правильно распределять помощь для голодающих, стоит призвать к этому делу молодых дьяконов.

  • 25
    декабря
    1891
    • 25 декабря А.П.Чехов писал А.Н.Плещееву: “Мережковский по-прежнему сидит в доме Мурузи и путается в превыспренних исканиях и по-прежнему он симпатичен” (т. 4, с. 336).

  • декабрь
    1891
    • К.Фофанов — сборник стихотворений “Тени и тайны”. СПб., изд. М.Попова, 1892, тираж — 2000. Отмечен истинным талантом, искренностью чувства, силой фантазии и музыкальностью стиха. Главное настроение — тоска доверчивой души, обманувшейся в своих ожиданиях (Нед., 1892, N 4, 26 янв.). “В нем нет ходульной,…

      К.Фофанов — сборник стихотворений “Тени и тайны”. СПб., изд. М.Попова, 1892, тираж — 2000.

      Отмечен истинным талантом, искренностью чувства, силой фантазии и музыкальностью стиха. Главное настроение — тоска доверчивой души, обманувшейся в своих ожиданиях (Нед., 1892, N 4, 26 янв.). “В нем нет ходульной, деланной декламации”, “раздражающей подражательности”; он все больше поддается “волне мрачных чувств и настроений” (А.Волынский, С. Вест., 1892, N 1).

      Развернуть

    • Н.К.Михайловский — “Литература и жизнь (Письма о разных разностях)”. СПб., 1892, тираж — 3100. Статьи 1890—1891 гг., печатавшиеся в журнале “Русская мысль” и газете “Русские ведомости” (о Г.Елисееве, Н.Шелгунове, Л.Толстом, Н.Минском, А.Чехове, И.Потапенко, художественных выставках и др.). Книга…

      Н.К.Михайловский — “Литература и жизнь (Письма о разных разностях)”. СПб., 1892, тираж — 3100. Статьи 1890—1891 гг., печатавшиеся в журнале “Русская мысль” и газете “Русские ведомости” (о Г.Елисееве, Н.Шелгунове, Л.Толстом, Н.Минском, А.Чехове, И.Потапенко, художественных выставках и др.).

      Книга “отмечена печатью грусти”, производит “целостное впечатление” мировоззрением, сложившимся “в эпоху, когда “кипела кровь” во всем интеллигентном обществе”. В современной молодой литературе, по мысли критика, нет целостности миропонимания, так что “при всей своей талантливости г. Чехов не писатель, самостоятельно разбирающийся в своем материале и сортирующий его с точки зрения какой-нибудь общей идеи, а какой-то почти механический аппарат” (Д.С., Р. Бог., 1892, N 1).

      Развернуть

    • Н.С.Лесков — “Полунощники (пейзаж и жанр)” (Вест. Евр., NN 11—12). 8 января Лесков писал Л.Н.Толстому: “Ее [повесть] по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет. Там везде сквозит кронштадтский “Иван Ильич” [о. Иоанн Кронштадтский]...” (т. 11, с. 475). Однако 19 января Вл.С.Соловьев взял…

      Н.С.Лесков — “Полунощники (пейзаж и жанр)” (Вест. Евр., NN 11—12).

      8 января Лесков писал Л.Н.Толстому: “Ее [повесть] по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет. Там везде сквозит кронштадтский “Иван Ильич” [о. Иоанн Кронштадтский]...” (т. 11, с. 475). Однако 19 января Вл.С.Соловьев взял у автора рукопись “Полунощников” для публикации в “Вестнике Европы”. 11 декабря Лесков писал М.М.Стасюлевичу: “Извините... что я некоторым образом был причиною к грубостям, выраженным за меня вашему изданию. Утешаю себя только тем, что я тут ничем не виноват” (т. 11, с. 504).

      “Несмотря на чрезмерную деланность языка, это превосходный, чрезвычайно оригинальный рассказ, в котором огромный литературный талант ярко выступает почти во всех главных сценах и разговорах”. “Симпатично-гуманная тенденция” очевидна: “темное царство” [т.е. вера в чудесного целителя] еще сильно, но светлый луч в нем идет из мещанско-купеческой среды, составляющей большую часть населения России (А.Волынский, С. Вест., 1892, N 1). “Вычурная кисть г. Лескова” вновь рисует праведницу, но “это выходит так слащаво и так далеко от житейской и художественной правды”. В другом герое разработана “глубоко-комическая и вместе с тем глубоко-жалостная психология”, однако все тонет “в преизобилии остроумно и неостроумно исковерканных словечек” (Н.К.Михайловский, “Фальсификация художественности”, Р. Вед., 19 дек.). Неопрятность письма, слишком явные намеки на личности, путаница, невероятно причудливый язык. Странно встретить такое произведение на страницах “Вестника Европы” (А.А.Слепцов, “Литература в 1891 г.”. Р. Бог., 1892, N 1). Отсутствие художественного чутья и меры, “верхом безобразия... представляется язык” (А.Скабичевский, Нов., 12 дек.). “Скверная повестушка” с “либеральной гримасой” (М.Южный [М.Г.Зельманов], Гражд., 24 дек.). “Странный мир бессвязных вымыслов”, оставляющих “смутное удручающее недоумение” (И.Залетный [И.А.Гофштеттер], Р. Бог., N 11). Нужно привести доказательства, прежде чем бросать тень на народный идеал — о. Иоанна Кронштадтского (П.Б., “День”, 1892, 30 янв.).

      Развернуть

    • И.Н.Потапенко — “Повести и рассказы”. Т. 3 и 4. СПб., изд. Ф.Павленкова, 1892, тираж — 5100 каждый том. (Т. 1 и 2 вышли в декабре 1890 г.). После выхода первых двух томов Н.К.Михайловский заметил, что у талантливого автора нет “объединяющего пункта”, но нет и нравственного безразличия. Повесть “Здравые…

      И.Н.Потапенко — “Повести и рассказы”. Т. 3 и 4. СПб., изд. Ф.Павленкова, 1892, тираж — 5100 каждый том. (Т. 1 и 2 вышли в декабре 1890 г.).

      После выхода первых двух томов Н.К.Михайловский заметил, что у талантливого автора нет “объединяющего пункта”, но нет и нравственного безразличия. Повесть “Здравые понятия” — “ниже всякой критики”, “На действительной службе” — прекрасная, лучшая в сборнике вещь. “Успех или неуспех в жизни как результат верного или неверного расчета сил” — главный мотив Потапенко, слишком мало занятого содержанием целей своих героев (Р. Вед., 4 янв.). Пора дать оценку писателю, работающему в литературе более 10 лет, писал А.Скабичевский после первых томов, “у г. Потапенки сильным и преобладающим качеством является юмор”; “в драматических же положениях он слаб, бледен и слишком оптимистичен” (“Не понимающий себя талант”, С. Вест., N 1). Крупные произведения Потапенко, кроме повести “На действительной службе”, неуклюжи, деланны, недодуманы. Мелкие же поражают цельностью, жизненностью, талантом, полным то светлого юмора, то задушевности... Из-за многописания большинство его очерков, повестей, романов уже не творчество, а “просто какая-то стряпня” (А.Скабичевский, Нов., 17 окт., 19 дек.). “Не видно следов художественного развития”. Потапенко пасует перед широкими и сложными задачами. “Психологического содержания в 4-х томах его рассказов меньше, чем в каком-нибудь одном удачном рассказе Гаршина, Чехова или Короленко” (А.Волынский, С. Вест., 1892, N 2).

      Развернуть

    • Вышел литературный сборник в пользу голодающих “Отклик”. Одесса, тип. “Одесского листка”, 1892, тираж — 2000.

      Интересен уже тем, что представлены литературные силы одной из провинций (“Нива”, 1892, N 4, 25 янв., Б-фия).

    • Вышел научно-литературный сборник “Помощь голодающим”. М., изд. “Русских ведомостей”, 1892, тираж — 6000. (Л.Н.Толстой “Сказка”, А.П.Чехов “Беглые на Сахалине”, В.Г.Короленко “Река играет”, Гл.И.Успенский “Из памятной книжки”, а также Н.Н.Златовратский, Д.Н.Мамин (Сибиряк), Н.М.Астырев,…

      Вышел научно-литературный сборник “Помощь голодающим”. М., изд. “Русских ведомостей”, 1892, тираж — 6000. (Л.Н.Толстой “Сказка”, А.П.Чехов “Беглые на Сахалине”, В.Г.Короленко “Река играет”, Гл.И.Успенский “Из памятной книжки”, а также Н.Н.Златовратский, Д.Н.Мамин (Сибиряк), Н.М.Астырев, Вл.И.Немирович-Данченко, И.Н.Потапенко, К.С.Баранцевич, Г.А.Мачтет, К.М.Станюкович и др.; стихи и поэмы Д.С.Мережковского, В.Л.Величко, Н.М.Минского, К.М.Фофанова, К.Д.Бальмонта, А.Н.Плещеева, А.М.Жемчужникова и др.; статьи: Л.Н.Толстого “О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая”, Н.К.Михайловского “Декамерон”, Вл.С.Соловьева “Личная нравственность и общее дело”, В.А.Гольцева “Благотворительность и предусмотрительность”, П.Д.Боборыкина “Цена жизни” и др.). Содержательный сборник подготовлен той частью интеллигенции, которую обвиняли в чуждости народу. Издание разошлось в течение месяца (Вест. Евр., 1892, N 2). Весь материал предоставлен авторами безвозмездно. Это произведения почти всех выдающихся современных писателей, неизданные письма, отрывки из классиков. Особо отмечены статья Л.Толстого, лекция Боборыкина “Цена жизни” о самоубийстве, статья Михайловского о “Декамероне” Боккаччо (Р. Мысль, 1892, N 1, Библиограф. Отд.).

      Сборник дал валовой прибыли 18 тысяч рублей, которые были переданы земским учреждениям в районах голода (Д.Н.Анучин, “Из воспоминаний”, сб. ““Русские ведомости”. 1863—1913”. М., 1913, с. 84).

      О своей статье для сборника Л.Н.Толстой писал В.Г.Черткову 25 ноября из Бегичевки: “Жалко будет, если запретят, потому что она описывает способ устройства самой лучшей формы помощи”... (т. 87, с. 113).

      “Толстой-то, Толстой! Это, по нынешним временам, не человек, а человечище, Юпитер. В “Сборник” он дал статью насчет столовых, и вся эта статья состоит из советов и практических указаний, до такой степени дельных, простых и разумных, что, по выражению редактора “Русских ведомостей” Соболевского, статья эта должна быть напечатана не в “Сборнике”, а в “Правительственном вестнике”” (А.П.Чехов, письмо к А.С.Суворину от 11 декабря 1891 г., т. 4, с. 322—323).

      Лучшее в сборнике — рассказ Вл.Короленко “Река играет”, исполненный сильного поэтического таланта, достойный кисти Тургенева. Рассказ Гл.Успенского “Из памятной книжки”, полный жизни и юмора, изображает своеобразный тип нового помещика, разговаривающего с крестьянами с револьвером в кармане. В “Старых тенях” Златовратского — теплое участие к людям из темной массы. В “Сказке” Л.Толстого — двусмысленная аллегория: прославление “мужицкой силы” рядом с призывом к “непротивлению злу”. Стоит еще отметить статьи Л.Толстого, Вл.Соловьева, В.Гольцева и “поучительный” очерк А.П.Чехова “Беглые на Сахалине” (Н.В., Р. Бог., 1892, N 1). Рассказ “Река играет” “показывает, в какой степени чистый натурализм... не свойственен таланту г. Короленко”; его философия “выходит крайне неопределенною и туманною” (А.Скабичевский, Нов., 1892, 16 янв.).

      Развернуть

    • М.Крестовская — роман “Артистка” (Вест. Евр., NN 4—12). “Пестрое одеяние, ...сшитое из массы чужих лоскутков”. Героиня олицетворяет модное стремление женщин к личному успеху и славе и свободу от обязанностей по отношению к семье, обществу, народу (Л.Оболенский, “Гетеризм и героизм”, Нов., 8, 11 дек.).…

      М.Крестовская — роман “Артистка” (Вест. Евр., NN 4—12).

      “Пестрое одеяние, ...сшитое из массы чужих лоскутков”. Героиня олицетворяет модное стремление женщин к личному успеху и славе и свободу от обязанностей по отношению к семье, обществу, народу (Л.Оболенский, “Гетеризм и героизм”, Нов., 8, 11 дек.). “Местами довольно талантливо написанный” роман о женском тщеславии (А.А.Слепцов, “Литература в 1891 г.”. Р. Бог., 1892, N 1). М.Крестовская не сумела возвыситься над изображаемой буржуазной средой, вытеснившей показ широкого общественного движения (Р. Мысль, 1892, N 2, Библиограф. Отд.). “Захватывает широкую сферу жизни”, но “мелочные ненужные подробности” “затирают... яркость” его содержания (А.П-ва, “Мотивы женского творчества”, Кн. Нед., 1892, N 2). Отмечен “многоглаголием”: “массой тщательно написанных, но совершенно ненужных страниц”; героиня — “женщина, пожираемая заботой первенствовать и блистать” (М.Протопопов, “Ярмарка женского тщеславия”, Р. Мысль, 1892, N 4).

      Развернуть

    • М.О.Меньшиков — “О литературе и писателях” (Кн. Нед., NN 11, 12). О духе “уличной” демократизации и ремесленничества, характерном для “теперешней цивилизации”, которую отрицают “великие представители” литературы (Л.Н.Толстой). К умной статье М.О.Меньшикова необходимо добавление: толпе уже набил…

      М.О.Меньшиков — “О литературе и писателях” (Кн. Нед., NN 11, 12). О духе “уличной” демократизации и ремесленничества, характерном для “теперешней цивилизации”, которую отрицают “великие представители” литературы (Л.Н.Толстой).

      К умной статье М.О.Меньшикова необходимо добавление: толпе уже набил оскомину натурализм, ее стремление к идеальному могли бы развивать истинные таланты (А.Скабичевский, Нов., 28 ноября).

      Развернуть

    • В N 12 “Северного вестника” — И.Потапенко “Не герой” (NN 9—12), К.Баранцевич “Последняя воля”, Д.Мамин-Сибиряк “Платина”. Стихи Я.Полонского, Д.Мережковского, Н.Минского, В.Величко и др. “Не герой” — “безобразный роман”; в результате многописания автор вступил на “скользкий и гибельный путь” утери…

      В N 12 “Северного вестника” — И.Потапенко “Не герой” (NN 9—12), К.Баранцевич “Последняя воля”, Д.Мамин-Сибиряк “Платина”. Стихи Я.Полонского, Д.Мережковского, Н.Минского, В.Величко и др.

      “Не герой” — “безобразный роман”; в результате многописания автор вступил на “скользкий и гибельный путь” утери таланта (А.Скабичевский, Нов., 17 окт., 21 ноября, 19 дек.). “Пережевывание старой жвачки... шестидесятых годов” под “более современным соусом” (В.Буренин, Н. Вр., 1 ноября). Показано, что умеренно-либеральные убеждения интеллигенции “лишь стремление к физическому и нравственному комфорту” (Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 9 ноября, 7 дек.). Отход от беспретенциозного изображения действительности в область “психоза”, “проклятых” вопросов (Современник, Пб. Газ., 11 сент.). Автор придает идиллические тона пошлой буржуазной среде (Р. Мысль, 1892, N 2, Библиограф. Отд.). Изобразив “подонки либеральствующих продажных журналистов”, Потапенко вызвал целую травлю со стороны изобличенных им “умеренных либералов” (М.Долинский, “День”, 17 ноября).

      Развернуть

    • В N 12 “Русской мысли” — Вл.Г.Короленко “Тени (Фантазия)”, П.Д.Боборыкин “Обречена”, Г.А.Мачтет “В тундре и в тайге”; стихи Д.С.Мережковского. Очередная статья Н.К.Михайловского “Литература и жизнь” анализирует проблемы “культа героев” и “социального гипнотизма” в связи с книгами Т.Карлейля “Герои…

      В N 12 “Русской мысли” — Вл.Г.Короленко “Тени (Фантазия)”, П.Д.Боборыкин “Обречена”, Г.А.Мачтет “В тундре и в тайге”; стихи Д.С.Мережковского.

      Очередная статья Н.К.Михайловского “Литература и жизнь” анализирует проблемы “культа героев” и “социального гипнотизма” в связи с книгами Т.Карлейля “Герои и героическое в истории”, Ж.Тарда “Законы подражания” и биографической библиотекой “Жизнь замечательных людей” Ф.Ф.Павленкова.

      Статья М.А.Протопопова “Больной талант (Собрание сочинений Н.С.Лескова. В 10 т. СПб., 1889—1891)”. Поддаваясь субъективному озлоблению на крайности прогрессивного движения 60-х годов (в “Соборянах”, “На ножах”, “Некуда”), писатель исказил свой “значительный и оригинальный талант”, ставший поистине “больным”. Со второй половины 70-х годов “улеглась раздражительность”, “теперешнего г. Лескова... одушевляют... светлые моральные идеалы” Евангелия.

      Н.С.Лесков писал 20 декабря В.А.Гольцеву о Протопопове: “Статья очень хорошая, обстоятельная, ясная и справедливая..,” однако “название “Больной талант” не метко”. 23 декабря — Протопопову: “Критике Вашей (вообще мне приятной) — недостает историчности: Вы забываете, что писатель — дитя своего времени. Не “больной талант”, а “трудный рост”. “Я просто заблуждался — не понимал, иногда подчинялся влиянию... Но Вы обо мне все-таки судили лучше всех прочих... В Вашей критике есть трезвая правда и польза для меня самого”. 18 декабря, в письме к Д.Н.Цертелеву, редактору журнала “Русское обозрение”, сетовал: “Что бы Вам хоть словцом обмолвиться о Собрании моих сочинений! Конечно, я не ищу похвал и мирволенья, но ищу внимания... — Я ведь проработал 31 год... Талант ли у меня или не талант, но почему же он “больной”? Почему он не глупый, не неуклюжий, или, вернее всего,— не непослушный? Был ли бы он здоровее, если бы я их слушался?” (т. 11, с. 767, 508—509).

      Фантазия Короленко “Тени” — историческая картинка, вызванная “стремлением выбиться из оков натурализма и облечь в живые образы те философские и моральные идеи, которые бродят в умах общества” (А.Скабичевский, Нов., 1892, 9 янв.). Не прибавляет к “физиономии писателя” ничего нового (А.Волынский, С. Вест., 1892, N 2).

      Повесть Боборыкина “Обречена” — “живая и яркая страничка из скверных нравов нашего общества”, написанная немножко на французский лад, с ненужными подробностями (В.Буренин, Н. Вр., 29 ноября). Свидетельствует о связи писателя с текущей жизнью, с ее нарождающимися типами. Боборыкин “описывает с одинаковой объективностью... наружность человека и его душу, цвет его панталон и его чувства” (И.Залетный [И.А.Гофштеттер], Р. Бог., N 11).

      Развернуть

январь 1891 →