Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

октябрь 1897

  • 8
    октября
    1897
    • 8 октября С.П.Дягилев пишет Ал.Н.Бенуа о будущем журнале “Мир искусства”: “Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т.е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, затем от имени журнала устраивать серию ежегодных…

      8 октября С.П.Дягилев пишет Ал.Н.Бенуа о будущем журнале “Мир искусства”: “Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т.е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, затем от имени журнала устраивать серию ежегодных выставок, наконец, примкнуть к журналу новую... отрасль художественной промышленности” (“Сергей Дягилев и русское искусство”. Т. 2. М., 1982, с. 28).

      Развернуть

  • октябрь
    1897
    • М.Горький — “Супруги Орловы (набросок)” (Р. Мысль, N 10). “Набросок этот стоит во многих отношениях целого романа”, о нем “много и горячо говорят в обществе”. Рецензент увидел в Григории Орлове своеобразный тип философа-пессимиста, а в сценах, изображающих холерные бараки, уступку “жалкой тенденции…

      М.Горький — “Супруги Орловы (набросок)” (Р. Мысль, N 10).

      “Набросок этот стоит во многих отношениях целого романа”, о нем “много и горячо говорят в обществе”. Рецензент увидел в Григории Орлове своеобразный тип философа-пессимиста, а в сценах, изображающих холерные бараки, уступку “жалкой тенденции о необходимости искупления путем службы меньшему и страдающему брату” (Н.Ладожский [В.К.Петерсен], СПб. Вед., 25 ноября). А.Скабичевский отнес героя рассказа вместе с Коноваловым и “озорником” к “самоанализирующим философам в романтическом духе”, “что твой Карл Моор” (Сын От., 7 ноября). В.Преображенский увидел в рассказе напоминание о том, что в простонародье живут “высшие духовные запросы и стремления”, которые требуют “разумного выхода” (Од. Нов., 21 ноября). В.Чуйко сравнил рассказ Горького с “Мужиками” Чехова “по своей беспощадной правде” и “безнадежному пессимизму”, а в позиции писателя пытался увидеть позицию “современного народника”, специализирующегося на изображении “быта рабочих” (“Новь”, 1 дек.). Отрицательно был оценен рассказ в “Книжках Недели” (N 11), в заметке “Неудачный Печорин из народа”.

      Развернуть

    • Скриба [Е.А.Соловьев] дает характеристику “новым писателям” — Бунину, Чирикову и др., которые “склонны к меланхолически безотрадному взгляду на жизнь”; в литературе нет “ничего бодрого, энергичного, смелого”; она изображает “Сахалин, пропойцу, туберкулезный менингит”. Между тем в 70-е годы, несмотря…

      Скриба [Е.А.Соловьев] дает характеристику “новым писателям” — Бунину, Чирикову и др., которые “склонны к меланхолически безотрадному взгляду на жизнь”; в литературе нет “ничего бодрого, энергичного, смелого”; она изображает “Сахалин, пропойцу, туберкулезный менингит”. Между тем в 70-е годы, несмотря на общий мрачный колорит, литература умела показать борющегося человека. Бунин “нежно и сострадательно относится ко всем своим героям”, но у него “не сильное и не крупное дарование” (Нов., 23 окт.).

      Развернуть

    • Н.Михайловский — “Литература и жизнь”: “О новых словах и “Новом слове”” (Р. Бог., N 10). Полемика с марксистами, в частности, со статьей Каменского [Г.В.Плеханова] “О материалистическом понимании истории” (Н. Сл., сент.) и заметкой П-ва “Капитал идет!” (Н. Сл., июль). Автор этой заметки утверждал,…

      Н.Михайловский — “Литература и жизнь”: “О новых словах и “Новом слове”” (Р. Бог., N 10). Полемика с марксистами, в частности, со статьей Каменского [Г.В.Плеханова] “О материалистическом понимании истории” (Н. Сл., сент.) и заметкой П-ва “Капитал идет!” (Н. Сл., июль). Автор этой заметки утверждал, что “дни наши стали светлее, радостнее”, потому что “вырос, окреп и властно заявил о своем существовании капитализм”. Михайловский отвечал: ““Капитал идет!” — это несомненно, но вопрос о том, как его встретить. Пусть не говорят также о тех грядущих благах, которые принесет с собой дальнейшее развитие капитализма. Не говоря о проблематичности этих благ, надо же во что-нибудь ценить здоровье, жизнь, честь современников, которые “до радостного утра” не доживут”.

      Развернуть

    • М.Горький пишет А.Волынскому в октябре 1897 г. о журнале “Северный вестник”: “Это лучший русский журнал, ибо он говорит новое слово, настоящее русское и нужное для жизни. Если люди перестанут быть идеалистами — что отличит их от зверей? На сотрудничество у Вас я смотрю, как на честь для себя...” (Письма,…

      М.Горький пишет А.Волынскому в октябре 1897 г. о журнале “Северный вестник”: “Это лучший русский журнал, ибо он говорит новое слово, настоящее русское и нужное для жизни. Если люди перестанут быть идеалистами — что отличит их от зверей? На сотрудничество у Вас я смотрю, как на честь для себя...” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 242).

      Развернуть

    • И.Е.Репин — “В защиту новой Академии художеств” (Кн. Нед., N 10). В.В.Стасов откликнулся в письме к Л.Н.Толстому от 29 октября: “Он проповедует “искусство для искусства”, ненужность содержания, надобность одной только виртуозности; наконец, великость и значительность “декадентства”, “символизма”…

      И.Е.Репин — “В защиту новой Академии художеств” (Кн. Нед., N 10).

      В.В.Стасов откликнулся в письме к Л.Н.Толстому от 29 октября: “Он проповедует “искусство для искусства”, ненужность содержания, надобность одной только виртуозности; наконец, великость и значительность “декадентства”, “символизма” и прочих современных безобразий. Что нынче с Репиным делается...” (“Л.Толстой и В.В.Стасов. Переписка 1878—1906”. Л., 1929, с. 208). М.В.Нестеров заметил в письме к А.А.Турыгину от 7 ноября 1897 г., что Репин “по обыкновению, “наводит тень”, но нельзя “отвергать, что он — “мужичонка задорный...”” (М.В.Нестеров. “Письма”. Л., 1988, с. 165).

      Развернуть

ноябрь 1897 →