Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

декабрь 1893

  • 3
    декабря
    1893
    • 3 декабря Л.Н.Толстой сообщает о своих занятиях Г.А.Русанову: “Теперь пишу о Тулоне, гипнотизации патриотизма, кажется кончил. На очереди теперь предисловие к Мопассану — написано начерно, предисловие к Амиелю, послесловие к Царству Божию тоже написано почти, статью об искусстве. И тогда только буду…

      3 декабря Л.Н.Толстой сообщает о своих занятиях Г.А.Русанову: “Теперь пишу о Тулоне, гипнотизации патриотизма, кажется кончил. На очереди теперь предисловие к Мопассану — написано начерно, предисловие к Амиелю, послесловие к Царству Божию тоже написано почти, статью об искусстве. И тогда только буду в состоянии взяться за художественное, начатое и не начатое, к которому особенно тянет” (т. 66, с. 436—437).

      Развернуть

  • 18
    декабря
    1893
    • 18 декабря А.П.Чехов пишет А.С.Суворину из Москвы: “На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею”. Договаривается с И.Д.Сытиным…

      18 декабря А.П.Чехов пишет А.С.Суворину из Москвы: “На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею”. Договаривается с И.Д.Сытиным об издании сборника своих рассказов (т. 5, с. 253).

      Развернуть

  • 28
    декабря
    1893
    • А.Чехов — рассказ “Володя большой и Володя маленький” (Р. Вед., 28 дек.). “Ах, мой рассказ в “Русских ведомостях”,— пишет Чехов А.С.Суворину в тот же день,— постригли так усердно, что с волосами отрезали и голову. Целомудрие чисто детское, а трусость изумительная. Выкинь они несколько строк — куда бы ни…

      А.Чехов — рассказ “Володя большой и Володя маленький” (Р. Вед., 28 дек.).

      “Ах, мой рассказ в “Русских ведомостях”,— пишет Чехов А.С.Суворину в тот же день,— постригли так усердно, что с волосами отрезали и голову. Целомудрие чисто детское, а трусость изумительная. Выкинь они несколько строк — куда бы ни шло, а то ведь отмахнули середку, отгрызли конец, и так облинял мой рассказ, что даже тошно” (т. 5, с. 256).

      Развернуть

  • декабрь
    1893
    • В “Русской мысли” (NN 10—12) началась публикация путевых записок А.П.Чехова “Остров Сахалин”. “Медицина не может теперь упрекать меня в измене: я отдал должную дань учености и тому, что старые писатели называли педантством. И я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский…

      В “Русской мысли” (NN 10—12) началась публикация путевых записок А.П.Чехова “Остров Сахалин”. “Медицина не может теперь упрекать меня в измене: я отдал должную дань учености и тому, что старые писатели называли педантством. И я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат. Пусть висит!” (Письмо Чехова Суворину от 2 янв. 1894 г., т. 5, с. 258).

      Обозреватель “Книжек Недели” (N 12, с. 262—263) сожалел, что Чехов (и Короленко в очерках о голоде), стремясь “принести непосредственную пользу”, “спускаются как бы до рядовых работников”, между тем “даровитый художник” может дать много больше, “не описывая, а поучая, не наблюдая, а провидя...”

      Развернуть

    • Н.Гарин — “Гимназисты (Из семейной хроники)” (Р. Бог., NN 1—4, 9, 11—12; отд. изд. СПб., изд. журн. “Русское богатство”, 1895, тираж — 1200). “С болью в сердце прочел исковерканную и бесцветную работу; моя манера писать мазками; мазки и блики дают картину; одни мазки — только мазня, обесцвеченная цензурой…

      Н.Гарин — “Гимназисты (Из семейной хроники)” (Р. Бог., NN 1—4, 9, 11—12; отд. изд. СПб., изд. журн. “Русское богатство”, 1895, тираж — 1200). “С болью в сердце прочел исковерканную и бесцветную работу; моя манера писать мазками; мазки и блики дают картину; одни мазки — только мазня, обесцвеченная цензурой и корректурой” (телеграмма Гарина Н.К.Михайловскому от 26 марта, “Лит. архив”, т. 5, М.; Л., 1960, с. 17).

      В повести Гарина нет “новых типов” молодежи (Л.Е.Оболенский, Кн. Нед., N 5). “Произведение незаурядное, но отрывочное и спутанное; герои — обладатели “расплывчатого идеализма” (Р. Мысль, NN 2 и 11, Библиограф. Отд.). Автор “не душит читателя мрачными картинами и уродливыми типами” (К-ский [К.П.Медведский], Набл., N 11). В связи с отдельным изданием А.Скабичевский писал, что “книга г. Гарина подходит к типу таких безыскусственно-праведных, автобиографических и в то же время художественных произведений, как “Детство” и “Отрочество” гр. Л.Толстого, как повесть Решетникова “Между людьми” и т.п.”, и производит “очень грустное впечатление” “крайним нравственным убожеством педагогического персонала” и “умственной праздностью” гимназистов с “преждевременным развитием чувственности” (Нов., 1895, 27 июля).

      Развернуть

    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — рассказы “Детские тени” (Р. Бог., NN 3, 5, 7—10, 12) и “Жид” (Мир Б., N 12; о враче-еврее, который умирает, заразившись в тифозном бараке). [П.Ф.Николаев] пишет, что для читателя, привыкшего видеть в “почтенном и несомненно талантливом писателе скорее холодного, немного равнодушного…

      Д.Н.Мамин-Сибиряк — рассказы “Детские тени” (Р. Бог., NN 3, 5, 7—10, 12) и “Жид” (Мир Б., N 12; о враче-еврее, который умирает, заразившись в тифозном бараке).

      [П.Ф.Николаев] пишет, что для читателя, привыкшего видеть в “почтенном и несомненно талантливом писателе скорее холодного, немного равнодушного беллетриста-этнографа, замечательно правдивого наблюдателя”, в “Детских тенях” открывается новая поэтическая грань таланта Мамина-Сибиряка. При этом трагические судьбы детей не превращают писателя в пессимиста, не исключают “стремления к лучшему, к борьбе со злом и жестокостью жизни” (Р. Мысль, N 11).

      Развернуть

    • А.И.Эртель — рассказ “Духовидцы” (Р. Мысль, N 12). Самоубийство на почве безверия. “Есть поэзия и что-то страшное в старинно-сказочном вкусе. Это одна из лучших московских новостей” (Письмо А.П.Чехова к А.С.Суворину от 25 января 1894 г., т. 5, с. 265). В рассказе показана “связь между мистицизмом и больной…

      А.И.Эртель — рассказ “Духовидцы” (Р. Мысль, N 12). Самоубийство на почве безверия.

      “Есть поэзия и что-то страшное в старинно-сказочном вкусе. Это одна из лучших московских новостей” (Письмо А.П.Чехова к А.С.Суворину от 25 января 1894 г., т. 5, с. 265). В рассказе показана “связь между мистицизмом и больной совестью” (А.Скабичевский, Нов., 1894, 6 янв.).

      Развернуть

    • К.М.Станюкович — “Ужасный день (Рассказ из морской жизни)” (Р. Бог., N 12).

    • П.В.Засодимский — повесть “Блудный сын” (Мир Б., NN 10—12); о благородстве нелюбимого сына с “мужицкими” повадками.

    • Д.Мережковский — “В сумерки” (Тр., N 12): “Мы все одни, всегда — одни, Я жил один, один умру”.

    • А.Волынский напечатал три статьи о Белинском (С. Вест., NN 10—12), назвав критика “отважным литературным ратоборцем по вдохновению”, но без “философских убеждений”; “увлекшись утилитарною задачей”, Белинский “не оставил в наследство грядущим поколениям никакой системы... никаких отправных посылок…

      А.Волынский напечатал три статьи о Белинском (С. Вест., NN 10—12), назвав критика “отважным литературным ратоборцем по вдохновению”, но без “философских убеждений”; “увлекшись утилитарною задачей”, Белинский “не оставил в наследство грядущим поколениям никакой системы... никаких отправных посылок для эстетической оценки, никаких положений для исторического и психологического объяснения фактов литературы”.

      В.Буренин назвал статью о Белинском “последним пределом еврейской наглости” (“По поводу писем от читателей против Волынского”, Н. Вр., 8 окт.). В.Чуйко защищал право Волынского идти против “кодекса эпигонов”, относясь “свободно, критически” к “почтенным деятелям прошлого” (“Письмо в редакцию”, С. Вест., N 10).

      Развернуть

    • Н.А.Рубакин — “Книжное оскудение (К характеристике читателей из привилегированных классов)” (Р. Бог., NN 11, 12). Ежегодно в России печатается более 5 тыс. названий русских книг, общим тиражом около 20 млн. “Общее число журналов и газет в России — около девяти сот, в семь раз меньше, чем в Германии, почти…

      Н.А.Рубакин — “Книжное оскудение (К характеристике читателей из привилегированных классов)” (Р. Бог., NN 11, 12). Ежегодно в России печатается более 5 тыс. названий русских книг, общим тиражом около 20 млн. “Общее число журналов и газет в России — около девяти сот, в семь раз меньше, чем в Германии, почти в 5 раз меньше, чем во Франции, почти в 4 раза меньше, чем в Англии”. Отмечает дороговизну книг, захудалость книжной торговли, “библиотечное запустение” в провинции. “Радует только приближение новой волны читательской, идущей из глубины народной массы”.

      Развернуть

    • Л.Е.Оболенский — “Проповедник человечности (По поводу новых этюдов Бьернсона)” (Кн. Нед., N 12). Норвежский писатель представляет европейскую культуру в “модели любви и человечности” и, несмотря на трагизм, от его произведений “веет на душу теплом, надеждой”.

      Л.Е.Оболенский — “Проповедник человечности (По поводу новых этюдов Бьернсона)” (Кн. Нед., N 12). Норвежский писатель представляет европейскую культуру в “модели любви и человечности” и, несмотря на трагизм, от его произведений “веет на душу теплом, надеждой”.

      Развернуть

    • Алексей Веселовский — “Этюды и характеристики” (Джордано Бруно, легенда о Дон-Жуане, Мольер, Вольтер, Дидро, Бомарше, Свифт, Гюго, Фонвизин, Гоголь, Грибоедов и др.). М., 1894, тираж — 1500. Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отметил: А.Веселовский никогда не был “баловнем публики”, не вызывал…

      Алексей Веселовский — “Этюды и характеристики” (Джордано Бруно, легенда о Дон-Жуане, Мольер, Вольтер, Дидро, Бомарше, Свифт, Гюго, Фонвизин, Гоголь, Грибоедов и др.). М., 1894, тираж — 1500.

      Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отметил: А.Веселовский никогда не был “баловнем публики”, не вызывал “шумных разговоров”, в отличие от Н.Страхова или Д.Мережковского, потому что не трогает “последних дней русской словесности, не идет дальше Гоголя и Грибоедова”; однако он не только эстетик, “сведущий человек” и “блестящий стилист”, но и “публицист, всегда призывающий к бодрости и всегда стоящий на почве гуманных и просветительных идей” (Р. Бог., 1894, N 6).

      Развернуть

    • Ф.Д.Нефедов — Сочинения. Т. I. М., изд. К.Т.Солдатенкова, 1894. Принадлежит к числу беллетристов-народников, занятых “проблемой о мужике”, которая “не находит выражения в современной литературе”. Эти картины народной жизни, с их “привязанностью к факту” и отсутствием выдумки, “унизят значение”…

      Ф.Д.Нефедов — Сочинения. Т. I. М., изд. К.Т.Солдатенкова, 1894.

      Принадлежит к числу беллетристов-народников, занятых “проблемой о мужике”, которая “не находит выражения в современной литературе”. Эти картины народной жизни, с их “привязанностью к факту” и отсутствием выдумки, “унизят значение” его произведений в глазах эстетика, но “обыкновенный читатель” увидит в них “глубокую правду” (Р. Бог., 1894, N 3, Нов. кн.).

      Развернуть

январь 1893 →