Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

декабрь 1897

  • 9
    декабря
    1897
    • 9 декабря на сцене Литературно-артистического кружка в Петербурге (театра А.С.Суворина) была впервые поставлена новая пьеса Н.Гарина “Орхидея”. Пьеса успеха не имела, и часть критики восприняла ее как драматическую пародию (Откровенный писатель [К.М.Станюкович], “Современные картинки”, Сын…

      9 декабря на сцене Литературно-артистического кружка в Петербурге (театра А.С.Суворина) была впервые поставлена новая пьеса Н.Гарина “Орхидея”. Пьеса успеха не имела, и часть критики восприняла ее как драматическую пародию (Откровенный писатель [К.М.Станюкович], “Современные картинки”, Сын От., 14 дек.). “Да и действительно ведь чушь,— писал В.Г.Короленко С.Д.Протопопову 13 декабря,— человек запутался между двумя юбками,— а виновато “тупорылое общество”” (РГАЛИ, ф. 389, оп. 1, ед. 61).

      Развернуть

  • 10
    декабря
    1897
    • 10 декабря совещание четырех министров во главе с обер-прокурором К.П.Победоносцевым приняло решение о закрытии “Нового слова”, этого “гнезда социал-фанатиков” (Р. Бог., 1918, N 1—3). В постановлении особое внимание обращено на беллетристический отдел журнала, где “первое место дается таким произведениям,…

      10 декабря совещание четырех министров во главе с обер-прокурором К.П.Победоносцевым приняло решение о закрытии “Нового слова”, этого “гнезда социал-фанатиков” (Р. Бог., 1918, N 1—3). В постановлении особое внимание обращено на беллетристический отдел журнала, где “первое место дается таким произведениям, в которых раскрывается борьба классов и бедственное состояние рабочего люда. С особою яркостью эта тема разработана в талантливых повестях Горького (псевдоним Пешкова) “Коновалов” и “Бывшие люди”” (ЛЖТ Горького, с. 200). “Мне жалко “Новое слово”,— пишет Горький А.Волынскому.— Я чужд был его проповеди, но мне нравилась в нем сила его увлечения ею” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 246). Н.К.Михайловский выражал сожаление о закрытии “Нового слова” (Р. Бог., 1898, N 1). 22 декабря В.Г.Короленко записал в дневнике: “История крайне возмущающая все общество. “Нов. Слово” получает массу писем и телеграмм... Гл. Управление по делам печати играло в этом деле роль чисто провокаторскую: имея возможность налагать руку на каждую книгу, оно выпустило 8 книг без существенных изъянов, задержало одну за провинциальную хронику, совсем не “марксистского” характера и, при объяснениях по этому поводу, М.П.Соловьев (нач. гл. управления) сказал: “Занимайтесь своим “марксизмом”. Вот статья Зомбарта... Против таких статей мы ничего не имеем”. Теперь статья Зомбарта, в которой действительно есть много резко-социалистических подчеркиваний, служит краеугольным камнем обвинения!” 21 декабря Короленко сообщает матери, что редакцию “Русского богатства” “взволновало закрытие “Нового слова”, тем более, что это случилось как раз в разгар полемики с нами. Правда, на эту полемику мы не шли довольно долго, а они сами все задирали... Я лично в очень хороших отношениях с Т.-Барановским и Струве. Они — славные ребята, и я за них очень огорчен” (В.Г.Короленко. Дневник, ч. III. Полтава, 1927, с. 331—332). В.И.Засулич писала Ф.М.Степняку в декабре: “Ему сделали честь закрыть его, точь-в-точь как когда-то “Отечественные записки”... не за какую-нибудь отдельную статью, а просто “за вредное направление”. А успех оно имело громадный... За это-то, вероятно, и закрыли. Коли нравится читателям, значит вредно” (В.И.Засулич, “Статьи о русской литературе”. М., 1960, с. 294). “Вот как у нас! — писал Д.С.Мережковский П.П.Перцову, — Вчера были марксята, хрюкали свеженькие и розовенькие, а сегодня ни кожи, ни рожи” (Р. Л., 1991, N 2, с. 175).

      Развернуть

  • 21
    декабря
    1897
    • А.П.Чехов — “На подводе” (Р. Вед., 21 дек.).

      В тот же день Л.Н.Толстой записал в дневнике: “Сейчас прочел рассказ Чехова “На подводе”. Превосходно по изобразительности, но риторика, как только он хочет придать смысл рассказу” (т. 53, с. 172).

  • декабрь
    1897
    • В течение всего года Л.Н.Толстой работал над трактатом “Что такое искусство?”, первые пять глав которого появились в вышедшем в декабре журнале “Вопросы философии и психологии” (N 5). “Люди поймут смысл искусства только тогда, когда перестанут считать целью этой деятельности красоту, т.е. наслаждение”.

      В течение всего года Л.Н.Толстой работал над трактатом “Что такое искусство?”, первые пять глав которого появились в вышедшем в декабре журнале “Вопросы философии и психологии” (N 5). “Люди поймут смысл искусства только тогда, когда перестанут считать целью этой деятельности красоту, т.е. наслаждение”.

      Развернуть

    • М.Горький — “Мальва (набросок)” (С. Вест., NN 11—12). И-т [И.Н.Игнатов] отметил, что героиня рассказа несет в себе “смутное стремление к подвигу, поднимающееся в душе женщины” (Р. Вед., 11 ноября). Рецензент “Русской мысли” (1898, N 1) увидел в образе Мальвы “оригинальный набросок, сделанный смелой…

      М.Горький — “Мальва (набросок)” (С. Вест., NN 11—12).

      И-т [И.Н.Игнатов] отметил, что героиня рассказа несет в себе “смутное стремление к подвигу, поднимающееся в душе женщины” (Р. Вед., 11 ноября). Рецензент “Русской мысли” (1898, N 1) увидел в образе Мальвы “оригинальный набросок, сделанный смелой рукой”, но не цельный тип. Вл.Преображенский заметил, что “сермяжные герои” Горького очень много “доктринерствуют” по “авторской указке” (Од. Нов., 1898, 16 янв.). Рецензент “Книжек Недели” (N 12) в заметке “Декадентское народничество” назвал Мальву — “деревенской Аспазией”, а Сережку — “декадентским Диогеном”. “Пошлая “Неделя”,— писал В.А.Поссе Горькому 26 января 1898 г.,— написала о “Мальве”, что могла — пошлость” (Архив А.М.Горького).

      В ряде отзывов подчеркивалась вычурность описания моря в начале рассказа (особенно фраза “Море — смеялось”). В.Чуйко, признавший молодого беллетриста “талантливым по-новому”, видел в этом описании “фальшь, напускной лиризм”, “нечто вроде Марлинского” (“Новь”, N 23, 1 дек.; см. также Н.Ладожский [В.К.Петерсен], СПб. Вед., 18 ноября). Н.К.Михайловский отметил, что Мальва — “это тот самый женский тип, который мелькал перед Достоевским”, тип, находящийся “по ту сторону добра и зла”, но героиня Горького “яснее, понятнее загадочных женщин Достоевского”: “вся она состоит из переливов одного настроения... в другое, часто противоположное”, вся — “между наслаждением и страданием”, хотя “в таланте г. Горького нет ни силы, ни жестокости, не бесстрашия Достоевского” (“Еще о г. Максиме Горьком и его героях”, Р. Бог., 1898, N 10).

      Развернуть

    • М.Горький пишет А.Волынскому в декабре 1897 г.: “Я знаю Ваше отношение к таланту Мережковского, но я думал, что оно не распространяется на “Отверженного”. Мне нравится эта вещь, ибо и Нитцше, поскольку я его знаю, нравится мне. А это — потому, что, демократ по рождению и чувству, я очень хорошо вижу, как демократизм…

      М.Горький пишет А.Волынскому в декабре 1897 г.: “Я знаю Ваше отношение к таланту Мережковского, но я думал, что оно не распространяется на “Отверженного”. Мне нравится эта вещь, ибо и Нитцше, поскольку я его знаю, нравится мне. А это — потому, что, демократ по рождению и чувству, я очень хорошо вижу, как демократизм губит жизнь, и понимаю, что его победа будет победой не Христа, как думают иные,— а брюха” (Письма, т. 1, М., 1997, с. 246).

      Развернуть

    • Л.Мельшин [П.Ф.Якубович] — “Еще из мира отверженных” (Р. Бог., NN 9—12). “Русский вестник” (1898, N 2) с негодованием отметил, что политические заключенные в тюрьме занимаются тем же “хождением в народ, за которое они, может быть, сюда и попали. Даже приемы их — типичные приемы народников семидесятых…

      Л.Мельшин [П.Ф.Якубович] — “Еще из мира отверженных” (Р. Бог., NN 9—12).

      “Русский вестник” (1898, N 2) с негодованием отметил, что политические заключенные в тюрьме занимаются тем же “хождением в народ, за которое они, может быть, сюда и попали. Даже приемы их — типичные приемы народников семидесятых годов”. В сравнении с недосягаемым идеалом “Мертвого дома” Достоевского Мельшин “скрыл” “искру Божию” в “фотографически верном” изображении ссыльно-каторжных, оставив “злобу, бессильную ненависть и всевозможные виды пороков”.

      Развернуть

    • К.Станюкович — “Жрецы” (Р. Бог., NN 5—12). Роман изображает эпоху общественного безвременья на материале университетской жизни. Автор писал 21 января С.Н.Кривенко, что роман должен был идти в “Русской мысли”, но редакция “испугалась”: “Роман описывает Москву, и москвичи, и московская цензура к Москве…

      К.Станюкович — “Жрецы” (Р. Бог., NN 5—12). Роман изображает эпоху общественного безвременья на материале университетской жизни. Автор писал 21 января С.Н.Кривенко, что роман должен был идти в “Русской мысли”, но редакция “испугалась”: “Роман описывает Москву, и москвичи, и московская цензура к Москве очень щепетильны” (РГАЛИ, ф. 2173, оп. 1, ед. 220).

      “Станюкович — автор прелестных морских рассказов,— писал рецензент “Книжек Недели” (1898, N 1),— но “сухопутные” произведения ему не удаются...”

      Развернуть

    • Пл.Н.Краснов — “Тоска по людям” (Кн. Нед., N 12). Итоговая статья цикла о современной русской и зарубежной поэзии, в которой критик слышит “отчаянный стон личности, затерявшейся в толпе ничтожеств и пошлости”; не по разным “принцессам Грезам” тоскует поэт, а “от неудовлетворенной жажды любви и сочувствия”,…

      Пл.Н.Краснов — “Тоска по людям” (Кн. Нед., N 12). Итоговая статья цикла о современной русской и зарубежной поэзии, в которой критик слышит “отчаянный стон личности, затерявшейся в толпе ничтожеств и пошлости”; не по разным “принцессам Грезам” тоскует поэт, а “от неудовлетворенной жажды любви и сочувствия”, ведь “небрежная рецензия” — “это уже громадный успех для нового поэта”, а распродажа сотни-другой экземпляров значит, что “книга пошла бойко”.

      Развернуть

    • М.О.Меньшиков — цикл статей “Элементы романа” (Кн. Нед., NN 6—12; в последнем номере — “Роман хорошего человека” в связи с книгой А.Ф.Кони “Ф.П.Гааз”. СПб., 1897). Отстаивает превосходство нравственного, духовного начала в человеке. В.Розанов выступил против осуждения Меньшиковым “плотской любви”…

      М.О.Меньшиков — цикл статей “Элементы романа” (Кн. Нед., NN 6—12; в последнем номере — “Роман хорошего человека” в связи с книгой А.Ф.Кони “Ф.П.Гааз”. СПб., 1897). Отстаивает превосходство нравственного, духовного начала в человеке.

      В.Розанов выступил против осуждения Меньшиковым “плотской любви” как “пошлости”, “разврата”, в духе “Крейцеровой сонаты”; такая позиция лишает мир “всеоживляющего, всерасцвечивающего нерва”, в котором “источник сострадательной любви к ближним, творческих взлетов и духовных подвигов” (“Кроткий демонизм”, “Смысл аскетизма”. Н. Вр., 19 ноября и 31 дек.). Розанов отмечает, что в русской литературе идет спор на эту тему: с одной стороны осуждающие голоса Л.Толстого, М.Меньшикова, Вл.Соловьева, с другой — “робкие голоса” в защиту творческого начала “пола” — Б.Н.Чичерин “О началах этики”. Вопр. Фил. и Псих., N 5 (“Семя и жизнь”, Бирж. Вед., 29 ноября).

      В заключительной статье цикла “Элементы романа (о супружестве)” (Кн. Нед., 1898, N 1) М.О.Меньшиков продолжал развивать свою тему: единственно прочное основание брака — нравственная связь.

      Развернуть

    • А.И.Куприн — “Миниатюры”. Киев, 1897, тираж — 1200: очерки и рассказы, появлявшиеся на страницах провинциальной печати. Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отмечал пристрастие “несомненно очень талантливого” (“маленький Мопассан”) писателя изображать “изнанки жизни и человеческой души”:…

      А.И.Куприн — “Миниатюры”. Киев, 1897, тираж — 1200: очерки и рассказы, появлявшиеся на страницах провинциальной печати.

      Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отмечал пристрастие “несомненно очень талантливого” (“маленький Мопассан”) писателя изображать “изнанки жизни и человеческой души”: “Думается, что г. Куприн и слишком здоров и недостаточно силен, чтобы поднять эти исключительные, болезненные чувства до той высоты общего интереса, до которой мог их поднимать Достоевский” (Р. Бог., 1898, N 4). “У автора есть и свои мысли, есть и свой талант”, но “нет устойчивости перед чужими влияниями”; его рассказы похожи на “французские подделки”, а гуманность порою отдает сентиментальностью ([П.Ф.Николаев], Р. Мысль, 1898, N 3).

      Позднее, в 1902 г., на предложение А.П.Чехова послать эту книгу Л.Толстому Куприн отвечал отказом: “Уж очень много в ней балласту, который может произвести удручающее впечатление, да и по своей внешности — с этой нелепой женщиной под пальмой на обложке — она имеет слишком уж легкомысленный вид” (А.И.Куприн. Собр. соч. в 6-ти тт., т. 1. М., 1957, с. 555).

      Развернуть

январь 1897 →