Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

октябрь 1895

  • 5
    октября
    1895
    • 5 октября Л.Н.Толстой пишет Н.Н.Страхову: “Писание мое ужасно усложнилось и надоело мне,— ничтожно, пошло, главное писать для этой никуда ни на что не годной интеллигенции, от которой никогда ничего, кроме суеты, не было и не будет” (т. 68, с. 207).

  • 17
    октября
    1895
    • 17 октября состоялось первое публичное представление “Власти тьмы” Л.Толстого на сцене Театра литературно-артистического кружка в Петербурге. 26 октября “Власть тьмы” была поставлена в Москве в общедоступном театре М.В.Лентовского “Скоморох” (ЛЖТ Толстого, с. 192).

      17 октября состоялось первое публичное представление “Власти тьмы” Л.Толстого на сцене Театра литературно-артистического кружка в Петербурге. 26 октября “Власть тьмы” была поставлена в Москве в общедоступном театре М.В.Лентовского “Скоморох” (ЛЖТ Толстого, с. 192).

      Развернуть

  • 19
    октября
    1895
    • 19 октября Отделение русского языка и словесности Императорской академии наук присудило Вл.С.Соловьеву золотую медаль за критический разбор сборника рассказов К.К.Случевского “Исторические картинки” (СПб., 1894), удостоенного премии имени А.С.Пушкина за 1895 г. Во время работы над отзывом Вл.Соловьев…

      19 октября Отделение русского языка и словесности Императорской академии наук присудило Вл.С.Соловьеву золотую медаль за критический разбор сборника рассказов К.К.Случевского “Исторические картинки” (СПб., 1894), удостоенного премии имени А.С.Пушкина за 1895 г.

      Во время работы над отзывом Вл.Соловьев писал К.К.Арсеньеву 30 августа: “Я делаю нечеловеческие усилия, чтобы сохранить академический тон” (“Письма”. Т. 2. СПб., 1909, с. 93).

      Отзыв Вл.Соловьева напечатан в “Сборнике Отд. рус. яз. и словесн.”, 1896, N 9 (тогда же отд. оттиск): “Настоящий, лирический и отчасти сентиментальный талант” Случевского “по обстоятельствам времени” [60-е годы] “не мог получить никакого литературно-критического воспитания” и отличается “противохудожественной склонностью к бесконтрольным рассуждениям”.

      Развернуть

  • 22
    октября
    1895
    • А.П.Чехов — “Анна на шее” (Р. Вед., 22 окт.). Рассказ написан на тему “Бедной невесты” А.Н.Островского, взятую “со стороны комической”, без “возвышенного романтизма” прежней литературы, и поэтому “один из самых слабых” у Чехова (Ю.Николаев [Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 26 окт.).

      А.П.Чехов — “Анна на шее” (Р. Вед., 22 окт.).

      Рассказ написан на тему “Бедной невесты” А.Н.Островского, взятую “со стороны комической”, без “возвышенного романтизма” прежней литературы, и поэтому “один из самых слабых” у Чехова (Ю.Николаев [Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 26 окт.).

      Развернуть

  • октябрь
    1895
    • Е.Н.Чириков — “Митька” (Р. Бог., N 10): рассказ о сироте, для которого пребывание в больнице явилось самым “благополучным” временем жизни. А.Скабичевский наряду с “потрясающими картинами порока, нищеты и бесправия” отметил “сухой протоколизм” рассказа (Нов., 9 ноября). Рыцарь Зеркал [И.И.Ясинский]…

      Е.Н.Чириков — “Митька” (Р. Бог., N 10): рассказ о сироте, для которого пребывание в больнице явилось самым “благополучным” временем жизни.

      А.Скабичевский наряду с “потрясающими картинами порока, нищеты и бесправия” отметил “сухой протоколизм” рассказа (Нов., 9 ноября). Рыцарь Зеркал [И.И.Ясинский] обвинил “Митьку” в архаичности — “нисколько не изменился со времени “Отечественных записок”” (Пб. Газ., 22 ноября).

      Развернуть

    • З.Гиппиус — рассказ “Мисс Май” (С. Вест., N 10).

    • С октября журнал “Новое слово”, представлявший собой “нечто эфемерное и ничтожное” (Кн. Нед., N 12, с. 200), перешел в руки новой — народнической — редакции, возглавленной С.Н.Кривенко (официальным редактором был А.А.Слепцов). Сотрудниками журнала объявлены: разошедшиеся с “Русским богатством”…

      С октября журнал “Новое слово”, представлявший собой “нечто эфемерное и ничтожное” (Кн. Нед., N 12, с. 200), перешел в руки новой — народнической — редакции, возглавленной С.Н.Кривенко (официальным редактором был А.А.Слепцов). Сотрудниками журнала объявлены: разошедшиеся с “Русским богатством” народники-публицисты В.В. [В.П.Воронцов], Николай -он [Н.Ф.Даниельсон], критики А.М.Скабичевский и Л.Е.Оболенский, беллетристы Н.Н.Златовратский, П.В.Засодимский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Г.А.Мачтет, К.М.Станюкович, А.П.Чехов и др.

      По этому поводу Н.К.Михайловский писал в январе 1896 г. Н.С.Русанову: “Отщепившиеся сотрудники слишком уж гнули кто в сторону “маленьких дел” и “отрадных явлений”, кто в сторону народничества, но на подкладке экономического материализма, т.е. с фырканьем по адресу политики...” (“Былое”, 1907, N 7, с. 136). Л.Т[ихомиров] назвал “Новое слово” “бледной тенью” “Отечественных записок”, а борьбу с марксизмом-”атавизмом” и простой тратой времени, так как Струве “не страшен для нынешних людей” (“Летопись печати”, Р. Обозр., 1896, N 4).

      В программной статье А.Скабичевского “Литература в жизни и жизнь в литературе” (Нов. Сл., N 1) критик намечает в современной литературе четыре группы: 1) “беллетристика из народного быта” (Н.Н.Златовратский, П.В.Засодимский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.Г.Гарин-Михайловский, В.Г.Короленко); 2) “беллетристы-пессимисты” (М.Н.Альбов, А.П.Чехов, К.С.Баранцевич и Д.Н.Мамин-Сибиряк); 3) беллетристика, посвященная семейному, женскому и детскому вопросу (В.Микулич, О.Шапир, А.Виницкая, Ю.Безродная, В.Дмитриева и др.); 4) “беллетристы без определенного характера и направления” (П.Боборыкин, И.Потапенко, И.Салов, такие произведения Короленко, как “Слепой музыкант”, и мелкие рассказы А.Чехова); в остальных родах литературы — драматургии, поэзии, сатире — царит “самый печальный упадок” и “мерзость запустения”, вплоть до “последнего шага падения в виде декадентства”.

      Развернуть

    • И.А.Бунин — очерк “На край света” (Н. Сл., N 1, окт.).

      А.Скабичевский: это “уже не жанр, не бытописание, не этнография, не сухой и холодный протоколизм, а сама поэзия” (Нов., 26 окт.).

    • К.М.Станюкович — “Морские силуэты. Из далекого прошлого”. СПб., изд. О.Н.Поповой, 1896, тираж — 2100. В морских рассказах Станюковича нет недостатков его “нравоописательных или обличительно-сатирических романов”, писал в анонимной рецензии М.А.Протопопов, в лучшем рассказе “Нянька” автор говорит…

      К.М.Станюкович — “Морские силуэты. Из далекого прошлого”. СПб., изд. О.Н.Поповой, 1896, тираж — 2100.

      В морских рассказах Станюковича нет недостатков его “нравоописательных или обличительно-сатирических романов”, писал в анонимной рецензии М.А.Протопопов, в лучшем рассказе “Нянька” автор говорит не о “жестоких временах”, а о “нравственных свойствах личности, подлежащей суду истории или суду искусства” (Р. Бог., 1896, N 6, Нов. Кн.).

      Развернуть

    • Ап.Коринфский — “Черные розы. Стихотворения 1893—1895”. СПб., 1896, тираж — 1200. В рецензии А.Волынского А.Коринфский назван “посредственным версификатором”, “не без расчета на декадентские запросы современных читателей” (С. Вест., 1896, N 1). Сборник “водянистых вдохновений” (Н. Сл., 1896,…

      Ап.Коринфский — “Черные розы. Стихотворения 1893—1895”. СПб., 1896, тираж — 1200.

      В рецензии А.Волынского А.Коринфский назван “посредственным версификатором”, “не без расчета на декадентские запросы современных читателей” (С. Вест., 1896, N 1). Сборник “водянистых вдохновений” (Н. Сл., 1896, N 7). “Цветочная литература”, не имеющая отношения к поэзии (Мир Б., 1896, N 1). Рецензент “Труда” (N 12), где Коринфский был постоянным сотрудником, причислил “милого, симпатичного автора этой изящной книги” к “истинным украшениям” молодой поэзии (вместе с Фофановым). Красочность и музыкальность стиха при отсутствии оригинальности отмечал рецензент “Наблюдателя” (1896, N 1). “Маленькое дарованьице” “думает добиться популярности ложным народничаньем и манерной вычурностью”, занимая “свои вычуры даже у наших декадентов”; “свой необыкновенно жизнерадостный... сборник назвал почему-то “Черными розами”” (П.Ф.Гриневич [П.Ф.Якубович], “Обзор нашей современной поэзии”, Р. Бог., 1897, N 8).

      Развернуть

ноябрь 1895 →