Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

июнь 1896

  • июнь
    1896
    • А.И.Эртель — повесть “Карьера Струкова” (С. Вест., 1895, N 12; 1896, NN 1—3, 5—6). [П.Ф.Николаев] писал, что в повести Эртеля выступают старые тургеневские типы (“жалкие люди старой культуры”), герой изображен дряблым интеллигентом, не нашедшим “дела”, а героиня — твердой носительницей идеала, которая…

      А.И.Эртель — повесть “Карьера Струкова” (С. Вест., 1895, N 12; 1896, NN 1—3, 5—6).

      [П.Ф.Николаев] писал, что в повести Эртеля выступают старые тургеневские типы (“жалкие люди старой культуры”), герой изображен дряблым интеллигентом, не нашедшим “дела”, а героиня — твердой носительницей идеала, которая своей любовью должна “увенчать” подвиг любимого человека (Р. Мысль, N 8, Библиограф. Отд.).

      Развернуть

    • П.Д.Боборыкин — “Княгиня” (Вест. Евр., NN 1—6). “Скучный и бессодержательный роман”, изображающий “б#ольшую моральную устойчивость буржуазии” по сравнению с “вымирающим сословием” — дворянством (Р. Мысль, N 6; см. также Р. Вед., 29 апр.). А.Скабичевский увидел изображение “взаимной тяги” и одновременно…

      П.Д.Боборыкин — “Княгиня” (Вест. Евр., NN 1—6).

      “Скучный и бессодержательный роман”, изображающий “б#ольшую моральную устойчивость буржуазии” по сравнению с “вымирающим сословием” — дворянством (Р. Мысль, N 6; см. также Р. Вед., 29 апр.). А.Скабичевский увидел изображение “взаимной тяги” и одновременно антагонизма двух классов общества: дворянства и купечества (Н. Сл., N 10).

      Развернуть

    • Ф.Сологуб — рассказ “Червяк” (С. Вест., N 6) (о девочке, приехавшей в город из далекого и прекрасного лесного края и погубленной жестокостью и грубостью чиновнической и учительской среды). Ф.Ш[перк] в статье “Таланты последней формации” выделает “сильную и выразительную кисть” Сологуба среди произведений…

      Ф.Сологуб — рассказ “Червяк” (С. Вест., N 6) (о девочке, приехавшей в город из далекого и прекрасного лесного края и погубленной жестокостью и грубостью чиновнической и учительской среды).

      Ф.Ш[перк] в статье “Таланты последней формации” выделает “сильную и выразительную кисть” Сологуба среди произведений новейшего толка, отличающихся переходом от объективных жанров (повесть, роман) к субъективным (лирический дневник, письма и т.п.), увлечением патологическим материалом и воспеванием смерти как “редчайшего, изысканного, идеально-утонченного плода” (Н. Вр., 22 июня). Скриба [Е.А.Соловьев], отмечая “неподдельный талант” Сологуба, подчеркивал “страшную язву наших дней — пессимизм”, заставляющую автора изображать преимущественно “переход от здорового состояния к больному” (Нов., 25 июля). И-т [И.Н.Игнатов] отнес рассказ к “эпидемической” беллетристике (Р. Вед., 17 июня).

      Развернуть

    • К.М.Фофанов — “Стихотворения”. СПб., изд. А.С.Суворина, 1896, тираж — 1500 (каждая часть). 1 часть — “Маленькие поэмы”, 2 — “Этюды в рифмах”, 3 — “Снегурочка”, 4 — “Майский шум”, 5 — “Монологи”. “Неделя” (7 июля и 14 сент.) отводила Фофанову первое место среди молодых поэтов за “неподдельность поэтического…

      К.М.Фофанов — “Стихотворения”. СПб., изд. А.С.Суворина, 1896, тираж — 1500 (каждая часть). 1 часть — “Маленькие поэмы”, 2 — “Этюды в рифмах”, 3 — “Снегурочка”, 4 — “Майский шум”, 5 — “Монологи”.

      “Неделя” (7 июля и 14 сент.) отводила Фофанову первое место среди молодых поэтов за “неподдельность поэтического творчества”, “утонченную виртуозность стиха” и “оригинальность замысла”. “Печать незаурядного литературного дарования” отметил у Фофанова А.Волынский, писавший, что “поэзия Фофанова — самая декадентская из всех русских поэзий” (С. Вест., N 7). А.А.Коринфский назвал Фофанова “современнейшим из современников” и единственным — “ведущим начало от бога русской поэзии — Пушкина” (“Минезингер наших дней”, Сев., 1897, N 48, 30 ноября). Пл.Н.Краснов сравнил Фофанова с Чеховым (“сумеречный поэт, подобно тому, как Чехов сумеречный прозаик”), отметил “крайне ничтожное содержание” поэзии Фофанова (“Поэт нашего времени”, Кн. Нед., 1897, N 8).

      Развернуть

июль 1896 →