Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

март 1897

  • 6
    марта
    1897
    • 6 марта К.Д.Бальмонт пишет Л.Я.Гуревич: “Будущее “Северного вестника” мне... очень дорого; хотя я, в силу внешних обстоятельств, принимаю в нем самое скромное литературное участие, но... его задачи совершенно совпадают с теми, какие, в размере единичных сил, я ставлю самому себе” (В.Евгеньев-Максимов…

      6 марта К.Д.Бальмонт пишет Л.Я.Гуревич: “Будущее “Северного вестника” мне... очень дорого; хотя я, в силу внешних обстоятельств, принимаю в нем самое скромное литературное участие, но... его задачи совершенно совпадают с теми, какие, в размере единичных сил, я ставлю самому себе” (В.Евгеньев-Максимов и Д.Максимов, “Из истории русской журналистики”, Л., 1930, с. 109).

      Развернуть

  • 8
    марта
    1897
    • 8 марта умер А.Н.Майков; для одних — “послепушкинский поклонник красоты, не замутивший чистого ручья своей поэзии злобою дня и ненавистью жизни” (Н. Вр., 9 марта), для других — поэт “созерцательного настроения”, отвернувшийся от глубоких общественных течений в русском обществе и литературе и подхваченный…

      8 марта умер А.Н.Майков; для одних — “послепушкинский поклонник красоты, не замутивший чистого ручья своей поэзии злобою дня и ненавистью жизни” (Н. Вр., 9 марта), для других — поэт “созерцательного настроения”, отвернувшийся от глубоких общественных течений в русском обществе и литературе и подхваченный волной реакции (А.Уманьский [А.А.Дробыш-Дробышевский], Р. Бог., N 4). В.Розанов в неподписанном некрологе назвал поэта “хранителем предания”, “зрителем и судьей”, способным “сравнивать поколения и указывать каждому его излишества” (“Свет”, 11 марта). Н.Ф.Анненский свидетельствовал, что наибольшей популярностью этот “певец и поклонник чистой красоты” пользовался, как ни странно, “в бурный период шестидесятых годов” (Р. Бог., N 3, отд. II, с. 195). “Только он один и стоял величавым эллином среди мятежных рабов страстей в современной поэзии” (А.А.Коринфский, Сев., N 11, 6 марта). “Поэзия его не для званных, а для избранных” (Кн. Нед., N 3, с. 344). Скриба [Е.А.Соловьев] писал, что поэзию Майкова не только не знают, но и не хотят знать современные читатели, чему виной “бесстрастное дарование” поэта, с одной стороны, и усилия его поклонников из лагеря “чистого искусства” — с другой (Нов., 13 марта). Поэзия Майкова, отмечал Ин.Анненский, поддерживает “в нашей душе чувство красоты” и помогает осознать “эстетические недочеты” в развитии русского общества и литературы (“А.Н.Майков и педагогическое значение его поэзии”, Рус. Школа, 1898, NN 2—3).

      Развернуть

  • 9
    марта
    1897
    • 9—13 марта в Москве в помещении Малого театра проходил Первый Всероссийский съезд сценических деятелей, в работе которого принимали участие драматурги А.И.Сумбатов-Южин, Вл.И.Немирович-Данченко, П.Д.Боборыкин, Е.П.Карпов, Н.И.Тимковский и др. (Р. Мысль, N 5). “Через все доклады, дебаты и речи”…

      9—13 марта в Москве в помещении Малого театра проходил Первый Всероссийский съезд сценических деятелей, в работе которого принимали участие драматурги А.И.Сумбатов-Южин, Вл.И.Немирович-Данченко, П.Д.Боборыкин, Е.П.Карпов, Н.И.Тимковский и др. (Р. Мысль, N 5).

      “Через все доклады, дебаты и речи” проходит одно мнение: “театр падает, искусство деградирует, актеры все более и более бедствуют (“О театре”, Р. Вед., 22 марта). Причина — в апатии интеллигентного зрителя, которому нужен театр идей, а не театр чувств, т.е. мелодрама. Особое внимание съезд уделил вопросу о народном общедоступном театре (Р. Бог., N 5). А.Скопинский [А.А.Шевелев] призвал к “строгому правительственному контролю” над репертуаром и постановками частных театров, где актеры — “отбросы общества” (“Нечто о “свободе” театра”, Р. Сл., 15 марта).

      Развернуть

  • 13
    марта
    1897
    • 13 марта Н.К.Михайловский писал Н.С.Русанову: “Вы заметили может быть, что до сих пор в “Русском богатстве” ни одной драмы не было напечатано. Недавно из-за непринятой драмы [“Орхидея”], мы поссорились с Гариным (Михайловским), вследствие чего, вероятно, на обложке исчезнет имя издательницы Н.В.Михайловской...”…

      13 марта Н.К.Михайловский писал Н.С.Русанову: “Вы заметили может быть, что до сих пор в “Русском богатстве” ни одной драмы не было напечатано. Недавно из-за непринятой драмы [“Орхидея”], мы поссорились с Гариным (Михайловским), вследствие чего, вероятно, на обложке исчезнет имя издательницы Н.В.Михайловской...” (РГБ, ф. 358, карт. 412, ед. 5).

      Развернуть

  • 16
    марта
    1897
    • 16 марта вышел последний номер марксистской газеты “Самарский вестник”, запрещенной министром внутренних дел на основании доклада Главного управления по делам печати от 15 марта, в котором говорилось, что газета задалась “целью знакомить своих читателей с выводами экономического материализма,…

      16 марта вышел последний номер марксистской газеты “Самарский вестник”, запрещенной министром внутренних дел на основании доклада Главного управления по делам печати от 15 марта, в котором говорилось, что газета задалась “целью знакомить своих читателей с выводами экономического материализма, проповедуемого школой Маркса” (А.Санин. “Самарский вестник” в руках марксистов. 1896—1897. М., 1933, с. 11).

      Развернуть

  • 25
    марта
    1897
    • С 25 марта по 10 апреля в связи с сильным легочным кровотечением А.П.Чехов находится в московской клинике А.А.Остроумова, где его 28 марта посетил Л.Толстой.

  • 30
    марта
    1897
    • Вл.С.Соловьев — “Словесность или истина?” (“Русь”, 30 марта). Противопоставив “сочиненному сверхчеловеку” Заратустре “действительного” — Иисуса Христа, автор назвал эту “модную мысль” Ницше “одним из самых опасных... соблазнов” современной умственной жизни; “словесные упражнения базельского…

      Вл.С.Соловьев — “Словесность или истина?” (“Русь”, 30 марта). Противопоставив “сочиненному сверхчеловеку” Заратустре “действительного” — Иисуса Христа, автор назвал эту “модную мысль” Ницше “одним из самых опасных... соблазнов” современной умственной жизни; “словесные упражнения базельского филолога” выражают “действительное предчувствие” грядущего Антихриста.

      Вл.С.Соловьев — “Импрессионизм мысли. Стихотворения К.Случевского, кн. 1—4, 1880—1890” (“Cosmopolis”, N 4). “Настоящий, неподдельный поэт, всегда своеобразный и иногда глубокий” при “чрезвычайной неровности и случайности” произведений, ибо “схватывая на лету всевозможные впечатления и ощущения”, он не проверяет их “критической рефлексией”.

      Развернуть

  • март
    1897
    • Мартовский номер “Нового слова” (N 6) вышел со статьями П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановского и рассказом М.Горького “Коновалов”. 17 марта В.А.Поссе сообщал Горькому — “мартовскую книжку конфисковали и жестоко изуродовали Ваше произведение. Теперь перепечатываем 2 листа” (Архив А.М.Горького).…

      Мартовский номер “Нового слова” (N 6) вышел со статьями П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановского и рассказом М.Горького “Коновалов”.

      17 марта В.А.Поссе сообщал Горькому — “мартовскую книжку конфисковали и жестоко изуродовали Ваше произведение. Теперь перепечатываем 2 листа” (Архив А.М.Горького).

      Присяжный читатель [А.А.Коринфский] подчеркнул, что рассказ Горького, писателя, недавно появившегося в литературе, но уже стоящего “на широкой дороге к художественному развитию своего вдумчивого реализма”, выгодно выделяется “на мертвенно-тусклом фоне” беллетристики, “рабски подчиненной раз навсегда облюбованному ex-руководителями этого журнала шаблону либерализма”. Образ Коновалова рецензент трактует в плане “новых лишних людей” из народа, сердца которых разъедает та же “гнойная язва”, что и русскую интеллигенцию (Сев., N 26, 28 июня). Отметил выход “Коновалова” и Ч.Ветринский [В.Е.Чешихин], указав на “несомненный и довольно оригинальный талант” автора, “все более останавливающего на себе внимание читателя” (Обр., N 7—8). Коновалов — самый “чувствительный” из горьковских босяков, живет в убеждении своей природной “особливости”, исключенности из всякого “порядка” (Н.К.Михайловский, Р. Бог., 1898, NN 9 и 10). В отличие от героя “Озорника”, Коновалов принадлежит к числу “кротких и незлобивых существ”, его “строптивость” проявляется лишь в “мучительной тоске” (А.Скабичевский, Сын От., 22 авг.).

      Приветствуя мартовский номер “Нового слова”, Скриба [Е.А.Соловьев] писал, что народничество, эта “почтенная, преисполненная благородства доктрина”, “доморощенная утопия”, во власти которой русская интеллигенция находилась 50 лет (с момента выхода “Антона Горемыки”), создав за это время блестящую литературу, обнаруживает в настоящее время свое бессилие, поэтому “переход народнического журнала в руки марксистов оказывается... чем-то совершенно естественным и необходимым”, так как эта “немного суровая”, “безжалостная доктрина” проникнута одним желанием — “познать правду жизни” (Нов., 3 апр.).

      Развернуть

    • З.Гиппиус — “Среди мертвых” [позднейший заголовок] (С. Вест., N 3).

      В этом рассказе имеется все, что, по теории г. Волынского, от искусства требуется: и безбрежный и беспредельный мистицизм, и извращенная, болезненная чувственность” (Р. Мысль, N 5).

    • Г.Гауптман — “Потонувший колокол. Сказка-драма”. СПб., тип. А.Суворина, 1897, тираж — 40 (перевод В.П.Буренина, печатался так же в янв.—марте в прилож. к Н. Вр.). Автор журнала марксистской ориентации В.Вановский подошел к пьесе “под углом классового сознания”, но отметил, что автор ее “стоит выше…

      Г.Гауптман — “Потонувший колокол. Сказка-драма”. СПб., тип. А.Суворина, 1897, тираж — 40 (перевод В.П.Буренина, печатался так же в янв.—марте в прилож. к Н. Вр.).

      Автор журнала марксистской ориентации В.Вановский подошел к пьесе “под углом классового сознания”, но отметил, что автор ее “стоит выше классовых перегородок”; его мастер Генрих — “не перерожденный буржуа, не аграрий, но и не демократ”, он просто “человек”, это “лебединая песня индивидуализма”, взятого в самой “возвышенной форме”; но для “великих целей” нужна “многомиллионная грудь массы”, которая представлена в драме как “суеверная, невежественная толпа” (Н. Сл., N 12, сент.). Пьеса удовлетворяет “современному вкусу к таинственному и мистическому”, пытается примирить “социализм с ницшеанством” (Пл.Н.Краснов, “Загадочная драма”, Кн. Нед., 1898, N 1).

      Развернуть

    • Вышли 5 и 6 тома Собрания сочинений Г.Ибсена, СПб., изд. И.Юровского, 1897, тираж — 5000 (каждый том). В 5-м томе — этюд профессора Алексея Н.Веселовского. Скриба [Е.А.Соловьев] отмечал, что 6-томное Собрание сочинений Ибсена издано без всякого плана, в плохих переводах, но с “прекрасным этюдом Веселовского”,…

      Вышли 5 и 6 тома Собрания сочинений Г.Ибсена, СПб., изд. И.Юровского, 1897, тираж — 5000 (каждый том). В 5-м томе — этюд профессора Алексея Н.Веселовского.

      Скриба [Е.А.Соловьев] отмечал, что 6-томное Собрание сочинений Ибсена издано без всякого плана, в плохих переводах, но с “прекрасным этюдом Веселовского”, который может усилить “и так уже до психических размеров разросшийся у нас “ибсенизм””. Между тем “северный отшельник” — вовсе не “учитель жизни”, а лишь “ворчливый старик”, стоящий в стороне от жизни и могущий “посоветовать лишь героическую смерть”, при этом его пристрастие к “героизму” не имеет определенной цели: он не касается главных вопросов современности (рабочее движение, милитаризм, искание веры) (Нов., 4 сент.).

      Развернуть

апрель 1897 →