Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

апрель 1894

  • 16
    апреля
    1894
    • А.Чехов — “Вечером” (первоначальное название рассказа “Студент”) (Р. Вед., 16 апр.). По свидетельству брата писателя, И.П.Чехова, и И.А.Бунина, Чехов ценил этот свой рассказ как “наиболее отделанный” (Сочинения, т. 8, с. 507). В критике рассказ прошел незамеченным.

      А.Чехов — “Вечером” (первоначальное название рассказа “Студент”) (Р. Вед., 16 апр.).

      По свидетельству брата писателя, И.П.Чехова, и И.А.Бунина, Чехов ценил этот свой рассказ как “наиболее отделанный” (Сочинения, т. 8, с. 507). В критике рассказ прошел незамеченным.

      Развернуть

  • 23
    апреля
    1894
    • 23 апреля, в Москве, открылся первый съезд русских художников и любителей художеств, совпавший с передачей городу Третьяковской галереи. По этому случаю обозреватель журнала “Артист” (N 4) назвал событие “Третьяковскими днями” и приравнял их к “Пушкинским дням” 1880 г. Н.К.Михайловский заметил,…

      23 апреля, в Москве, открылся первый съезд русских художников и любителей художеств, совпавший с передачей городу Третьяковской галереи. По этому случаю обозреватель журнала “Артист” (N 4) назвал событие “Третьяковскими днями” и приравнял их к “Пушкинским дням” 1880 г. Н.К.Михайловский заметил, что “передача в общественную собственность единственного в своем роде собрания художественных произведений — событие “не менее значительное, чем открытие памятника великому поэту”, но “Третьяковским дням будет до Пушкинских, как до звезды небесной, далеко”, ибо те протекали на фоне общественного подъема (“Литература и жизнь”, Р. Бог., N 5).

      Развернуть

  • апрель
    1894
    • Д.Мережковский — “Ода человеку” (Р. Мысль, N 4).

      Природа для меня — как царское подножье!
Я — человек, я — цель, я — радость, я — венец.
Всего живущего начало и конец,
Я — образ и подобье Божье!

    • А.Волынский (С. Вест., N 4) выступил против статьи Н.К.Михайловского о русской литературе во французском журнале “Revue des Revues” (1894, NN 2—3), написанной с “устаревших” идейных позиций 60-х годов, оказавших “растлевающее влияние на ход умственного прогресса”. И.И.Иванов (Арт., N 5) поддерживал…

      А.Волынский (С. Вест., N 4) выступил против статьи Н.К.Михайловского о русской литературе во французском журнале “Revue des Revues” (1894, NN 2—3), написанной с “устаревших” идейных позиций 60-х годов, оказавших “растлевающее влияние на ход умственного прогресса”.

      И.И.Иванов (Арт., N 5) поддерживал взгляды Михайловского, в частности его оценку творчества Достоевского (“болезненный, узко-личный элемент”) и Толстого (“мистицизм”). Не называя имени Волынского, Иванов характеризует его деятельность как покушение на “лучшее достояние прошлого” “беспринципного общественно примитивного инородца”. Б.Б.Глинский писал, что этот “злой, завистливый, неблагодарный и трусливый” “маньяк” разыскивает даже то, что Михайловский печатает за границей, ибо ему “не дает покоя” известность этого имени (а также — Вл.Соловьева), мешающая “культу собственного величия” (“Болезнь или реклама?”, Ист. Вест., 1896, N 2, с. 654).

      Развернуть

    • Пл.Краснов — заметка “Фотография в литературе” (Тр., N 4). Теория современного натурализма, сомнительная в эстетическом отношении (дает лишь “плоскую фигуру без перспективы”), в области нравственности, как правило, нарушает “законы благопристойности”, “играя на самых низких инстинктах толпы”…

      Пл.Краснов — заметка “Фотография в литературе” (Тр., N 4). Теория современного натурализма, сомнительная в эстетическом отношении (дает лишь “плоскую фигуру без перспективы”), в области нравственности, как правило, нарушает “законы благопристойности”, “играя на самых низких инстинктах толпы” (И.И.Ясинский).

      Развернуть

май 1894 →