1899
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
июнь
|
июль
|
август
|
сентябрь
|
октябрь
|
ноябрь
|
4 октября умер И.И.Каблиц-Юзов, о котором В.В.Розанов писал, как о главе течения, “отделившегося от радикального лагеря” и “частью слитого со славянофильством”, с вниманием к “нравственному и умственному строю” народа, но “без какого-либо признания за собою права насильственно изменять его” (Р.…
10 октября на страницах “Русских ведомостей” завершается печатание повести К.Станюковича “В море!”, начатое в июне (отд. изд. СПб., 1894). “Как растянуто и мало интересно все, что на сухом пути происходит, и как ярко и живо то, что в море. Если бы г. Станюкович нуждался в наших советах, мы бы ему сказали:…
25 октября умер П.И.Чайковский. “Мы похоронили Чайковского, которого называют великим музыкантом и который во всяком случае известен цивилизованному миру” (Н.Михайловский. Р. Бог., N 12). 27 октября А.П.Чехов написал брату композитора: “Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан” (т.…
27 октября Вл.Соловьев просил М.М.Стасюлевича прислать диссертацию Н.Г.Чернышевского “Эстетические отношения искусства к действительности” для работы над статьей [“Первый шаг к положительной эстетике”]; в ней будет “некоторое заступничество за Чернышевского против Боборыкина, который недавно…
31 октября в Петербурге отмечалось 50-летие литературной деятельности Д.В.Григоровича. На юбилее было зачитано письмо от Л.Н.Толстого, в котором были следующие строки: “Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,— Антоном Горемыкой, бывшим…
И.Е.Репин — “Письма об искусстве” (Театр. газ., 31 окт., 5, 7, 12, 17, 19 ноября). Искусство существует “само в себе”; никакие “идеи” и “благие намерения”, представленные “плохим холстом”, не могут сравниться с “бесполезным пустяком, исполненным художественно тонко” (31 окт.). На письма Репина откликнулся…
Д.Н.Мамин-Сибиряк — роман “Весенние грозы” (Мир Б., NN 1—10). Герои из бедноты выбиваются в адвокаты, учителя, врачи. А.Скабичевский испытал “отрадное чувство” от того, что “микроскопические герои” Мамина интересуются теми же проблемами, какие “занимают передовых людей”: думают о пользе обществу,…
В октябрьской книжке “Артиста” напечатаны стихотворения К.Д.Бальмонта “У берегов Скандинавии” и Д.С.Мережковского “Песнь Маргариты” (“Склони твой взор, / О мать Скорбящая...”).
И.Потапенко — “Семейная история” (С. Вест., NN 8—10); “На пенсию” (Р. Мысль, NN 9—10). Первая повесть, проповедовавшая необходимость компромиссов для поддержания семейных основ, вызвала негодующий отклик Л.Толстого, который писал 20 октября Н.С.Лескову: “Вся наша беллетристика всех этих Потапенок…
В.Микулич — “Мимочка отравилась” (Вест. Евр., NN 9—10). Критика отозвалась о повести доброжелательно, но мимоходом: “незаурядное” произведение, героиня которого — женщина “с птичьей головкой и с птичьим сердцем” (Р. Мысль, N 11; см. также Кн. Нед., N 11; В.Чуйко. Од. Л., 20 сент.). Лишь критик “Сына отечества”…
М.О.Меньшиков — “Пределы литературы” (Кн. Нед., N 10). О спорах защитников и противников “чистого искусства”: “Общественная стихия столь же законна в литературе, как любовь и красота”. “Здоровое искусство”, руководствуясь “совестью, здравым смыслом, вкусом”, восходит от “изображения жизни” к “преображению…
В середине октября В.Я.Брюсов заявлял в черновом письме, обращенном к Полю Верлену: “Вы — создатель новой поэзии, я робкий новичок как в поэзии, так и в своем декадентстве... Россия мною только начинает декадентство в поэзии” (ЛН, т. 98, кн. I, с. 612).
Н.Наумов — рассказ “В глухом местечке”, СПб., 1894, тираж — 3000. Рассказ “почти этнографической сферы — еврейского быта”; автору (недавно умершему молодому человеку) удалось избежать “юдофильских и юдофобских тенденций”, руководствуясь “высшей человеческой правдой” ([Н.К.Михайловский], Р.…
Гр. Мачтет — “Силуэты”, 2-й том, М., изд. ред. “Русского богатства”, тираж — 2000. Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отмечал, что Мачтет “всегда руководится прекрасными мыслями и добрыми чувствами”, но прибегает к такой “превосходной степени”, что изображение утрачивает “живые черты”. Так…
Г.Мопассан — Сочинения, избранные Л.Н.Толстым. Перевод М.А.Лазаревой. С портретом Мопассана и прилож. краткой его биографии. Т. 1, 2. М., 1894, тираж — 2400 каждого тома. 1-й том вышел в октябре 1893, 2-й — в феврале 1894, с прилож. статьи Л.Н.Толстого, в которой говорилось, что из трех условий художественного…