Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

октябрь 1893

  • 4
    октября
    1893
    • 4 октября умер И.И.Каблиц-Юзов, о котором В.В.Розанов писал, как о главе течения, “отделившегося от радикального лагеря” и “частью слитого со славянофильством”, с вниманием к “нравственному и умственному строю” народа, но “без какого-либо признания за собою права насильственно изменять его” (Р.…

      4 октября умер И.И.Каблиц-Юзов, о котором В.В.Розанов писал, как о главе течения, “отделившегося от радикального лагеря” и “частью слитого со славянофильством”, с вниманием к “нравственному и умственному строю” народа, но “без какого-либо признания за собою права насильственно изменять его” (Р. Обозр., N 11). О нищих похоронах “народного заступника” писал М.О.Меньшиков (Кн. Нед., N 12).

      Развернуть

  • 10
    октября
    1893
    • 10 октября на страницах “Русских ведомостей” завершается печатание повести К.Станюковича “В море!”, начатое в июне (отд. изд. СПб., 1894). “Как растянуто и мало интересно все, что на сухом пути происходит, и как ярко и живо то, что в море. Если бы г. Станюкович нуждался в наших советах, мы бы ему сказали:…

      10 октября на страницах “Русских ведомостей” завершается печатание повести К.Станюковича “В море!”, начатое в июне (отд. изд. СПб., 1894).

      “Как растянуто и мало интересно все, что на сухом пути происходит, и как ярко и живо то, что в море. Если бы г. Станюкович нуждался в наших советах, мы бы ему сказали: “В море!”” (Р. Бог., 1894, N 7. Нов. кн.).

      Развернуть

  • 25
    октября
    1893
    • 25 октября умер П.И.Чайковский. “Мы похоронили Чайковского, которого называют великим музыкантом и который во всяком случае известен цивилизованному миру” (Н.Михайловский. Р. Бог., N 12). 27 октября А.П.Чехов написал брату композитора: “Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан” (т.…

      25 октября умер П.И.Чайковский. “Мы похоронили Чайковского, которого называют великим музыкантом и который во всяком случае известен цивилизованному миру” (Н.Михайловский. Р. Бог., N 12). 27 октября А.П.Чехов написал брату композитора: “Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан” (т. 5, с. 240).

      Развернуть

  • 27
    октября
    1893
    • 27 октября Вл.Соловьев просил М.М.Стасюлевича прислать диссертацию Н.Г.Чернышевского “Эстетические отношения искусства к действительности” для работы над статьей [“Первый шаг к положительной эстетике”]; в ней будет “некоторое заступничество за Чернышевского против Боборыкина, который недавно…

      27 октября Вл.Соловьев просил М.М.Стасюлевича прислать диссертацию Н.Г.Чернышевского “Эстетические отношения искусства к действительности” для работы над статьей [“Первый шаг к положительной эстетике”]; в ней будет “некоторое заступничество за Чернышевского против Боборыкина, который недавно боборыкнул покойного в нашем московском философском журнале” [“Красота, жизнь и творчество”] (Вл.Соловьев. Письма, т. 1. СПб., 1908, с. 114).

      Развернуть

  • 31
    октября
    1893
    • 31 октября в Петербурге отмечалось 50-летие литературной деятельности Д.В.Григоровича. На юбилее было зачитано письмо от Л.Н.Толстого, в котором были следующие строки: “Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,— Антоном Горемыкой, бывшим…

      31 октября в Петербурге отмечалось 50-летие литературной деятельности Д.В.Григоровича. На юбилее было зачитано письмо от Л.Н.Толстого, в котором были следующие строки: “Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,— Антоном Горемыкой, бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика — нашего кормильца и — хочется сказать: нашего учителя,— можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом” (т. 66, с. 409). Письмо было напечатано во многих русских газетах. В.В.Стасов пишет Л.Толстому о впечатлении, которое произвело чтение этого письма: “Я прямо с юбилея Григоровича. Там вот что произошло. Сначала парадная музыка, для входа,— потом несколько слов великой княгини, потом тотчас “Боже, царя храни”, потом несколько сот адресов, депутаций, разукрашенных пергаментных листов в красках и с золотом, дипломов, серебряных венков, рисунков — и пошла писать губерния! Но часа через три после всего этого вдруг выдвинулась откуда-то громадная львиная лапа, опустилась на нас всех и всех собою покрыла. Как все показалось дрянно, бедно, мизерно, плохо, глупо и казенно против этой силы, против этих великанских, но все-таки столько простых слов и речей... Зала загремела и загрохотала как сумасшедшая... Стены тряслись от рукоплесканий... уже при первых строках, полных такой нежности, сердечных воспоминаний, у многих потекли слезы... Но когда дочитали последнюю строку, вся зала наполнилась страшными ура! ура! ура!, которые целых четверть часа не смолкали. Поражены, глубоко тронуты до корней души были все. Да, Россия знает и понимает своего великого человека” (Лев Толстой и В.В.Стасов. Переписка. 1878—1906. Л., 1929, с. 111).

      Развернуть

    • И.Е.Репин — “Письма об искусстве” (Театр. газ., 31 окт., 5, 7, 12, 17, 19 ноября). Искусство существует “само в себе”; никакие “идеи” и “благие намерения”, представленные “плохим холстом”, не могут сравниться с “бесполезным пустяком, исполненным художественно тонко” (31 окт.). На письма Репина откликнулся…

      И.Е.Репин — “Письма об искусстве” (Театр. газ., 31 окт., 5, 7, 12, 17, 19 ноября). Искусство существует “само в себе”; никакие “идеи” и “благие намерения”, представленные “плохим холстом”, не могут сравниться с “бесполезным пустяком, исполненным художественно тонко” (31 окт.).

      На письма Репина откликнулся Н.К.Михайловский: От талантливого художника “мы ждем произведений не пера, а кисти”, “теперь, после какого-то перелома, покаяния и отречения”, какими произведениями “подарит нас г. Репин?” (“Литература и жизнь”, Р. Бог., 1894, N 5).

      Развернуть

  • октябрь
    1893
    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — роман “Весенние грозы” (Мир Б., NN 1—10). Герои из бедноты выбиваются в адвокаты, учителя, врачи. А.Скабичевский испытал “отрадное чувство” от того, что “микроскопические герои” Мамина интересуются теми же проблемами, какие “занимают передовых людей”: думают о пользе обществу,…

      Д.Н.Мамин-Сибиряк — роман “Весенние грозы” (Мир Б., NN 1—10). Герои из бедноты выбиваются в адвокаты, учителя, врачи.

      А.Скабичевский испытал “отрадное чувство” от того, что “микроскопические герои” Мамина интересуются теми же проблемами, какие “занимают передовых людей”: думают о пользе обществу, обязанностях перед народом, о “новой русской женщине” (Нов., 28 окт.).

      Развернуть

    • В октябрьской книжке “Артиста” напечатаны стихотворения К.Д.Бальмонта “У берегов Скандинавии” и Д.С.Мережковского “Песнь Маргариты” (“Склони твой взор, / О мать Скорбящая...”).

    • И.Потапенко — “Семейная история” (С. Вест., NN 8—10); “На пенсию” (Р. Мысль, NN 9—10). Первая повесть, проповедовавшая необходимость компромиссов для поддержания семейных основ, вызвала негодующий отклик Л.Толстого, который писал 20 октября Н.С.Лескову: “Вся наша беллетристика всех этих Потапенок…

      И.Потапенко — “Семейная история” (С. Вест., NN 8—10); “На пенсию” (Р. Мысль, NN 9—10).

      Первая повесть, проповедовавшая необходимость компромиссов для поддержания семейных основ, вызвала негодующий отклик Л.Толстого, который писал 20 октября Н.С.Лескову: “Вся наша беллетристика всех этих Потапенок положительно вредна. Когда они напишут что-нибудь не безнравственное, то это нечаянно. А критики-то распинаются и разбирают, кто из них лучше. Все хуже. Эта повесть Потапенки была для меня coup de gráce. Я давно уже подумывал, что вся эта беллетристика со включением, и очень, всех Золя, Бурже и т.п., есть бесполезная пакость, а теперь это стало для меня полной несомненностью” (т. 66, с. 406).

      Оба произведения Потапенко были отрицательно оценены В.Бурениным как повести “на известные либеральные задачки” (Н. Вр., 24 сент.). М.К[уплет]ский увидел “устаревшую либеральную идейку”, напоминающую “пресловутый роман” “Что делать?” (Сын От., 28 окт.). М.Южный [М.Г.Зельманов] увидел неудачную попытку создать “нового человека”, вслед за “новыми людьми” 40-х и 60-х годов (Гражд., 2 окт.). А.Скабичевский причислил Потапенко к “беллетристам-публицистам”, необходимым для массового демократического читателя, с “уважением и благодарностью” встречающего новые произведения Потапенко, талантливо “задевающие какой-нибудь существенный вопрос”, чтобы, однако, завтра забыть их (Нов., 4 и 11 ноября).

      Развернуть

    • В.Микулич — “Мимочка отравилась” (Вест. Евр., NN 9—10). Критика отозвалась о повести доброжелательно, но мимоходом: “незаурядное” произведение, героиня которого — женщина “с птичьей головкой и с птичьим сердцем” (Р. Мысль, N 11; см. также Кн. Нед., N 11; В.Чуйко. Од. Л., 20 сент.). Лишь критик “Сына отечества”…

      В.Микулич — “Мимочка отравилась” (Вест. Евр., NN 9—10).

      Критика отозвалась о повести доброжелательно, но мимоходом: “незаурядное” произведение, героиня которого — женщина “с птичьей головкой и с птичьим сердцем” (Р. Мысль, N 11; см. также Кн. Нед., N 11; В.Чуйко. Од. Л., 20 сент.). Лишь критик “Сына отечества” (28 окт.) упрекнул автора в порнографичности.

      Л.Н.Толстой отозвался в письме к жене 26—27 октября: “Хорошо, но есть преувеличения и подражания самой себе” (т. 84, с. 200).

      Развернуть

    • М.О.Меньшиков — “Пределы литературы” (Кн. Нед., N 10). О спорах защитников и противников “чистого искусства”: “Общественная стихия столь же законна в литературе, как любовь и красота”. “Здоровое искусство”, руководствуясь “совестью, здравым смыслом, вкусом”, восходит от “изображения жизни” к “преображению…

      М.О.Меньшиков — “Пределы литературы” (Кн. Нед., N 10). О спорах защитников и противников “чистого искусства”: “Общественная стихия столь же законна в литературе, как любовь и красота”. “Здоровое искусство”, руководствуясь “совестью, здравым смыслом, вкусом”, восходит от “изображения жизни” к “преображению ее”.

      Развернуть

    • В середине октября В.Я.Брюсов заявлял в черновом письме, обращенном к Полю Верлену: “Вы — создатель новой поэзии, я робкий новичок как в поэзии, так и в своем декадентстве... Россия мною только начинает декадентство в поэзии” (ЛН, т. 98, кн. I, с. 612).

    • Н.Наумов — рассказ “В глухом местечке”, СПб., 1894, тираж — 3000. Рассказ “почти этнографической сферы — еврейского быта”; автору (недавно умершему молодому человеку) удалось избежать “юдофильских и юдофобских тенденций”, руководствуясь “высшей человеческой правдой” ([Н.К.Михайловский], Р.…

      Н.Наумов — рассказ “В глухом местечке”, СПб., 1894, тираж — 3000.

      Рассказ “почти этнографической сферы — еврейского быта”; автору (недавно умершему молодому человеку) удалось избежать “юдофильских и юдофобских тенденций”, руководствуясь “высшей человеческой правдой” ([Н.К.Михайловский], Р. Бог., N 12, Нов. кн.).

      Развернуть

    • Гр. Мачтет — “Силуэты”, 2-й том, М., изд. ред. “Русского богатства”, тираж — 2000. Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отмечал, что Мачтет “всегда руководится прекрасными мыслями и добрыми чувствами”, но прибегает к такой “превосходной степени”, что изображение утрачивает “живые черты”. Так…

      Гр. Мачтет — “Силуэты”, 2-й том, М., изд. ред. “Русского богатства”, тираж — 2000.

      Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии отмечал, что Мачтет “всегда руководится прекрасными мыслями и добрыми чувствами”, но прибегает к такой “превосходной степени”, что изображение утрачивает “живые черты”. Так в рассказе “Жид”, в отличие от Н.Наумова (“В глухом местечке”), дана “ходячая абстрактная добродетель” (Р. Бог., N 12, Нов. кн.).

      Развернуть

    • Г.Мопассан — Сочинения, избранные Л.Н.Толстым. Перевод М.А.Лазаревой. С портретом Мопассана и прилож. краткой его биографии. Т. 1, 2. М., 1894, тираж — 2400 каждого тома. 1-й том вышел в октябре 1893, 2-й — в феврале 1894, с прилож. статьи Л.Н.Толстого, в которой говорилось, что из трех условий художественного…

      Г.Мопассан — Сочинения, избранные Л.Н.Толстым. Перевод М.А.Лазаревой. С портретом Мопассана и прилож. краткой его биографии. Т. 1, 2. М., 1894, тираж — 2400 каждого тома. 1-й том вышел в октябре 1893, 2-й — в феврале 1894, с прилож. статьи Л.Н.Толстого, в которой говорилось, что из трех условий художественного творчества (“нравственного отношения автора к предмету”; “ясности изложения”, “красоты формы”; искренности) Мопассан обладал двумя последними и “был совершенно лишен первого”.

      “Принадлежа по возрасту... к группе реалистов школы Гонкуров и Золя”, Мопассан, как “слишком живой и неиндифферентный человек”, не может показывать “жизнь буржуазного слоя Франции” “спокойно и беспристрастно”, как это делает Золя; “отсюда трагическая черта неудовлетворенности”, “иронические нотки” и стремление выводить “чистые натуры” (Р. Бог., 1894, N 1, Нов. кн.).

      Развернуть

ноябрь 1893 →