Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

май 1893

  • 9
    мая
    1893
    • П.М. [П.О.Морозов?] — “В.Г.Короленко” (с портретом) (Сев., N 19, 9 мая). “Свежесть и оригинальность” таланта, почти неумеющего “сочинять”, но и “не фотографа” по натуре: “все факты, все лица... прошли через его душу и получили... идеальное освещение”.

  • 23
    мая
    1893
    • Д.Мамин-Сибиряк — “Охотничьи рассказы” (Р. Вед., 23 и 25 мая).

  • 30
    мая
    1893
    • 30 мая В.Г.Короленко послал Н.К.Михайловскому стихотворения Горького, сопроводив их отзывом: “...это самородок с несомненным литературным талантом, еще не совсем отыскавшим свою дорогу”. Михайловский нашел стихотворения “неудачными”: “Первое проникнуто настоящим поэтическим чувством, но…

      30 мая В.Г.Короленко послал Н.К.Михайловскому стихотворения Горького, сопроводив их отзывом: “...это самородок с несомненным литературным талантом, еще не совсем отыскавшим свою дорогу”. Михайловский нашел стихотворения “неудачными”: “Первое проникнуто настоящим поэтическим чувством, но очень уж хромает формой, а остальные два, гораздо более выдержанные по форме, бессодержательны” (письмо к Н.Ф.Анненскому) — и просил прислать прозу молодого автора, которая, по словам Короленко, “свидетельствует о таланте” (ЛЖТ Горького, с. 96—97).

      Развернуть

  • май
    1893
    • В середине мая Л.Н.Толстой окончил философско-религиозный трактат “Царство Божие внутри вас”, над которым работал три года. Ввиду невозможности появления трактата в России рукопись была передана за границу, где впервые была издана в октябре 1893 г. в Париже на французском языке. На это издание в России…

      В середине мая Л.Н.Толстой окончил философско-религиозный трактат “Царство Божие внутри вас”, над которым работал три года. Ввиду невозможности появления трактата в России рукопись была передана за границу, где впервые была издана в октябре 1893 г. в Париже на французском языке. На это издание в России тотчас же был наложен цензурный запрет, о чем Н.Н.Страхов сообщал Л.Н.Толстому: “Ваша книга “Царство Божие” встречена тихо, но очень враждебно, как и следовало ожидать. Цензура объявила, что эта самая вредная книга из всех, которые ей когда-нибудь пришлось запрещать”. Первое русское издание вышло в начале января 1894 г. в Штутгарте, после чего трактат стал появляться в России в огромном количестве гектографированных и машинописных экземпляров, что вызвало особый секретный циркуляр Главного управления по делам печати, пытавшегося приостановить распространение крамольного произведения. В.В.Стасов, ознакомившись с “Царством Божиим внутри вас” назвал автора — “разрушителем и нарушителем скверных твердынь и казематов”. В России книга впервые была издана лишь в 1906 г. (Л.Толстой, т. 28, с. 366—369).

      Развернуть

    • Г.А.Мачтет — роман “На заре” (Р. Мысль, NN 4—5; начато в 1892, NN 11—12).

      В романе Мачтета тенденция выставлена напоказ, ради нее автор “переделывает всю действительность на иной лад” (А.Скабичевский, Нов., 8 июля).

    • В.А.Поссе — очерки “На холере” (Кн. Нед., NN 1—3 и 5).

    • В.В.Вересаев — рассказ “Товарищи (уездная картинка)” (Кн. Нед., N 5). Об интеллигенции, превращающейся в “пошехонцев”, любителей пива.

    • Я.П.Полонский — “О законах творчества” (Р. Вест., N 5). Идеалы (гражданские, социальные, семейные) “иногда мешают, иногда нисколько не мешают поэту”, но первенствующий закон творчества — “идеал правды и красоты”.

    • М.О.Меньшиков — “Две правды” (Кн. Нед., NN 4—5). Человечество переживает “страшный культурный перелом”; “отвращение к настоящему” у консерваторов выливается в “признание прошлого”, у либералов — будущего; возникают “два враждующих лагеря”. “Разрыв с действительностью” порождает “сумрачные раздумья…

      М.О.Меньшиков — “Две правды” (Кн. Нед., NN 4—5). Человечество переживает “страшный культурный перелом”; “отвращение к настоящему” у консерваторов выливается в “признание прошлого”, у либералов — будущего; возникают “два враждующих лагеря”. “Разрыв с действительностью” порождает “сумрачные раздумья Чехова, злую нервность Дедлова, тихую, затаенную печаль” Короленко, Розанов погибает в “дебрях метафизики и теологии”. Культуре необходим как “истинный консерватизм” (принцип охранения), так и “истинный либерализм” (принцип развития), но все великие поэты и прозаики, в отличие от философов, “держались тверди”; человечество идет к “пробуждению христианства”.

      Развернуть

    • П.Н.Милюков — “Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Вл.Соловьев)” (Вопр. Фил и Псих., N 3, май). Порывая со “старым славянофильством”, Соловьев предпринимает “ультраславянофильскую попытку” слить “религию и прогресс”, “божественное и человеческое” в мистической идее “богочеловечества”.…

      П.Н.Милюков — “Разложение славянофильства (Данилевский, Леонтьев, Вл.Соловьев)” (Вопр. Фил и Псих., N 3, май). Порывая со “старым славянофильством”, Соловьев предпринимает “ультраславянофильскую попытку” слить “религию и прогресс”, “божественное и человеческое” в мистической идее “богочеловечества”.

      Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок] нашел анализ П.Н.Милюкова несостоятельным (Моск. Вед., 27 мая).

      Развернуть

    • В связи с выходом книги Николая -она [Н.Ф.Даниельсона] “Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства” (СПб., 1893) Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии говорит о “необходимости бережного отношения к старым устоям народной хозяйственной жизни”; к охотникам разрушать эти устои добавились…

      В связи с выходом книги Николая -она [Н.Ф.Даниельсона] “Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства” (СПб., 1893) Н.К.Михайловский в неподписанной рецензии говорит о “необходимости бережного отношения к старым устоям народной хозяйственной жизни”; к охотникам разрушать эти устои добавились те, “кто замахивается во имя Маркса” (Р. Бог., N 5).

      Развернуть

    • Д.Мамин-Сибиряк — “Летные. Рассказ о жизни сибирских беглых”. М., изд. В.Я.Муринова, 1893, тираж — 6000; 2-е изд. М., 1896, тираж — 12000. В неподписанной рецензии Н.К.Михайловский отметил, что рассказ рассчитан на “невзыскательную публику”, которая еще не рассталась с “Милордом Георгом английским”.…

      Д.Мамин-Сибиряк — “Летные. Рассказ о жизни сибирских беглых”. М., изд. В.Я.Муринова, 1893, тираж — 6000; 2-е изд. М., 1896, тираж — 12000.

      В неподписанной рецензии Н.К.Михайловский отметил, что рассказ рассчитан на “невзыскательную публику”, которая еще не рассталась с “Милордом Георгом английским”. Критика обходит этого писателя, возможно из-за его плодовитости и “этнографического элемента”, порою заслоняющего “общечеловеческие стороны”. Мамин “открыл нам Урал”, от его произведений веет “чем-то сильным, но суровым и жестким”, ибо он, “не моргнув глазом”, рисует “сцены ужасающих мерзостей и преступлений” (Р. Бог., N 10).

      Развернуть

июнь 1893 →