Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

ноябрь 1895

  • 2
    ноября
    1895
    • 2 и 21 ноября А.П.Чехов пишет А.С.Суворину о репертуаре его театра: “Отчего Вы не попытаетесь поставить... Метерлинка? Если бы я был директором Вашего театра, то я в два года сделал бы его декадентским или старался бы сделать”. “...а по воскресеньям и праздникам днем ставил бы для народа”: “Парашу Сибирячку”…

      2 и 21 ноября А.П.Чехов пишет А.С.Суворину о репертуаре его театра: “Отчего Вы не попытаетесь поставить... Метерлинка? Если бы я был директором Вашего театра, то я в два года сделал бы его декадентским или старался бы сделать”. “...а по воскресеньям и праздникам днем ставил бы для народа”: “Парашу Сибирячку” Н.А.Полевого, “Женитьбу” Гоголя, “Власть тьмы” Л.Толстого. “Гамлета” и “Отелло”, “напирая главным образом на декорации” (т. 6, с. 89 и 100).

      28 ноября Малый театр А.С.Суворина поставил пьесу Метерлинка “Тайны души”. С.Печорин [С.А.Сафонов] писал, что петербургская публика “впервые взглянула прямо в глаза новейшему символизму”: издатель “Нового времени”, в котором “символизм и декадентство вышучиваются самым резким образом”, выступил восхвалителем “Шекспира марионеток”, его “скудодушия, скудоумия и скудоязычия” (Нов., 3 дек.). “Сценический фокус”, свидетельствующий о “глубоком падении” искусства (Ю.Н. [Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 13 дек.).

      Развернуть

  • ноябрь
    1895
    • А.П.Чехов — рассказ “Убийство” (Р. Мысль, N 11). Когда же Чехов скажет “настоящее слово”? (М.Полтавский, Бирж. Вед., 15 дек.). Интересна лишь бытовая сторона жизни “искателей истины” (М.К[уплет]ский, Сын От., 1 дек.). “Как и все рассказы г. Чехова, “Убийство” закончено несколько вяло и неопределенно,…

      А.П.Чехов — рассказ “Убийство” (Р. Мысль, N 11).

      Когда же Чехов скажет “настоящее слово”? (М.Полтавский, Бирж. Вед., 15 дек.). Интересна лишь бытовая сторона жизни “искателей истины” (М.К[уплет]ский, Сын От., 1 дек.). “Как и все рассказы г. Чехова, “Убийство” закончено несколько вяло и неопределенно, но психологический процесс, выпуклость характеров и бытовая правда рассказа замечательны, как всегда” (Кн. Нед., N 12, с. 196). Рыцарь Зеркал [И.И.Ясинский] писал, что “Убийство” — “этнографическая повесть”, “далеко незаурядная”; “холодность”, в которой обычно упрекают Чехова, есть “редкий дар” объективности, которая сродни таланту Толстого” (Пб. Газ., 29 ноября). “Сколько еще нужно труда, чтобы пробить эту дикую чащу невежества и сделать хоть сколько-нибудь похожими на людей этих обросших дубовою корою чудовищ!” (А.Скабичевский, Нов., 30 ноября). Рассказ “свидетельствует не против народа, а за народ”, “о необыкновенной нравственной живучести русского простого человека”, ищущего путь к “обыкновенной вере” (церковной) в отличие от “омертвелой, расслабленной” интеллигенции (Ю.Николаев [Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 23 ноября, 7 дек.).

      А.И.Эртель пишет 17 декабря В.А.Гольцеву: “Какая превосходная вещь “Убийство” Чехова, и во всех смыслах! Ужасно я рад за него за то, что полоса скучных, не “выразительных”, туманных вещей, вроде “Три года”, очевидно, прошла для него и он вновь — сильный, искренний, глубокий талант с ой-ой каким царем в голове!..” (Записки отд. рук. б-ки им. В.И.Ленина, вып. 8. М., 1941, с. 94).

      Развернуть

    • Н.Гарин — “Студенты (Из семейной хроники)” (Р. Бог., NN 1—6, 9, 11). “Художественное изображение разврата” (Кн. Нед., N 4). Герои повести — “жалкие бонвиваны” и “умственные недоноски”, пришедшие на место “юных граждан” (Бирж. Вед., 13 июля). Трилогия Гарина — “вклад в нашу беллетристическую литературу”…

      Н.Гарин — “Студенты (Из семейной хроники)” (Р. Бог., NN 1—6, 9, 11).

      “Художественное изображение разврата” (Кн. Нед., N 4). Герои повести — “жалкие бонвиваны” и “умственные недоноски”, пришедшие на место “юных граждан” (Бирж. Вед., 13 июля). Трилогия Гарина — “вклад в нашу беллетристическую литературу” и “любопытный документ современности”, при “чрезмерном сгущении красок в изображении судьбы молодого поколения: “ни в семье, ни в школе, ни в общественном отношении, ни, наконец, в университетской науке... ни малейшего просвета” ([П.Ф.Николаев], Р. Мысль, NN 6 и 8). “Если бы учащаяся молодежь... была такова, то пришлось бы поставить крест над всей будущностью России” (Р.И.Сементковский, Ежемесяч. лит. прилож. К “Ниве”, 1896, N 2).

      Н.Г.Гарин-Михайловский писал 1 сентября А.И.Иванчину-Писареву: “Прочел в “Русской Мысли” отзыв о себе: много правды”, но рецензент “производит впечатление человека с расстроенными нервами”, так как не понял, “к какой части общества относится “эгоизм наших дней” и чем именно деморализовано это общество” (Лит. Арх., т. 5, М.; Л., 1960, с. 37).

      Развернуть

    • К.М.Станюкович — роман “История одной жизни” (Мир Б., NN 1—8, 10—11).

    • Д.Н.Мамин-Сибиряк — повесть “Без особенных прав” (Н. Сл., NN 1—2, окт.—ноябрь).

    • А.Серафимович — “Под землей” (Р. Мысль, N 11).

      Очерк назван М.К[уплет]ским “правдивым и интересным” (Сын От., 1 дек.).

    • Поэтический дебют П.С.Соловьевой, под псевдонимом “Allegro” (Р. Бог., NN 10, 11). Впоследствии она вспоминала: “Благодаря счастливой случайности стихи мои попали к Н.К.Михайловскому и стали печататься ... Михайловский говорил мне, что некоторые заподозрили, что это он сам стал писать стихи, прикрываясь…

      Поэтический дебют П.С.Соловьевой, под псевдонимом “Allegro” (Р. Бог., NN 10, 11). Впоследствии она вспоминала: “Благодаря счастливой случайности стихи мои попали к Н.К.Михайловскому и стали печататься ... Михайловский говорил мне, что некоторые заподозрили, что это он сам стал писать стихи, прикрываясь музыкальным псевдонимом” (сб. “Первые литературные шаги”. М., 1911, с. 93—94).

      Развернуть

    • А.Волынский — “Русские критики”, СПб., 1896, тираж — 1200. Статьи о В.Г.Белинском, Н.Г.Чернышевском, Н.А.Добролюбове, Д.И.Писареве, П.Д.Юркевиче, Вал.Майкове, Ап.Григорьеве, Н.К.Михайловском и др. В предисловии автор благодарит издателя и “сотоварища по литературе” Л.Я.Гуревич и провозглашает:…

      А.Волынский — “Русские критики”, СПб., 1896, тираж — 1200. Статьи о В.Г.Белинском, Н.Г.Чернышевском, Н.А.Добролюбове, Д.И.Писареве, П.Д.Юркевиче, Вал.Майкове, Ап.Григорьеве, Н.К.Михайловском и др. В предисловии автор благодарит издателя и “сотоварища по литературе” Л.Я.Гуревич и провозглашает: “Я хотел не рассказывать, а судить”.

      30 сентября 1898 г. Л.Я.Гуревич пишет Э.И.Мешингу: “До сих пор (“Русские критики” печатались в “Северном вестнике” в 1893—95 гг.) не проходит дня, чтобы люди не спорили со мною и не доказывали, что “развенчание русских богов” было преступлением” (РГАЛИ, ф. 131, оп. 1, ед. 56).

      Рецензент “Севера” (1896, N 6, 11 февр.) приветствовал “большую смелость” и “эрудицию, повинующуюся философскому уму” критика. А.М.Скабичевский назвал Волынского “невеждой-фанатиком”, применяющим философский идеализм как “заколдованный меч, которым он разит всех российских критиков”, при этом в мозгу самого Волынского перемешаны “философия Гегеля” с “учением Л.Толстого”, символизм и “площадной спиритуализм”; в целом его книга — “безобразно-жалкий памятник нашего современного невежества” (Н. Сл., 1896, N 6). Б.Б.Глинский писал, что в “битву с русскими критиками” вступил “злой, завистливый, неблагодарный и трусливый” маньяк, который служит “культу собственного величия”, повергая в прах “всех русских передовых деятелей печати” (“Болезнь или реклама?”, Ист. Вест., 1896, N 2). “Лай с безопасного расстояния” (М.А.Протопопов, “Критик-декадент”, Р. Мысль, 1896, N 3). “Полуграмотный еврей” надругается “над всем русским” (К-ский [К.П.Медведский], Набл., 1896, N 3; сходная оценка — В.Буренин, Н. Вр., 22 дек.). Н.Каменский [Г.В.Плеханов] утверждал, что Волынский отстаивает критику философскую против публицистической с помощью поверхностного гегельянства и возводит в квадрат грехи предшествующих десятилетий, “суд и расправу” над которыми вершит (Н. Сл., 1897, N 7). В.В.Ч. [Чуйко] увидел в книге солидный и добросовестный труд, которому, однако, не хватает “исторического чутья” (Вс. Иллюстр., 1897, N 4, 18 янв.).

      Развернуть

декабрь 1895 →