Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

сентябрь 1891

  • 4
    сентября
    1891
    • А.Фаресов — “Л.Н.Толстой о голоде” (Нов., 4 сент.). Возражая на письмо Л.Н.Толстого к Н.С.Лескову от 4 июля (см. наст. “Летопись”), автор заметки призывает к “кормлению голодных” как в возвышающему нравственному “упражнению”. 6 сентября Н.С.Лесков объяснял Л.Н.Толстому: “Я этого печатания не устраивал…

      А.Фаресов — “Л.Н.Толстой о голоде” (Нов., 4 сент.). Возражая на письмо Л.Н.Толстого к Н.С.Лескову от 4 июля (см. наст. “Летопись”), автор заметки призывает к “кормлению голодных” как в возвышающему нравственному “упражнению”.

      6 сентября Н.С.Лесков объяснял Л.Н.Толстому: “Я этого печатания не устраивал и им смущен”,— однако признался, что дал Фаресову “списать” копию письма (т. 11, с. 499).

      16 сентября С.А.Толстая записала в дневнике: “К вечеру пришло письмо от Лескова с вырезкой из газеты... Левочкино письмо нескладно... и... не для печати... он не спал ночь и на другое утро говорит, что голод не дает ему покоя, что надо устроить народные столовые... и что он едет немедленно в Пирогово, чтоб начать это дело и напечатать о нем” (“Дневники”. Т. I. М., 1978, с. 210—211).

      17—26 сентября — первый выезд Л.Н.Толстого в голодающие деревни для организации практической помощи крестьянам.

      Вина толстовского письма в том, что в обществе побеждает холодный рациональный принцип: не стоит помогать конкретно, а надо уничтожать общие причины голода (Homo novus [А.Р.Кугель], “Кормить или любить?”, Пб. Газ., 8 сент.). По Л.Толстому, выходит, что правительственная помощь, собранная “без любви”, не будет уже “добрым делом” (Р. Обозр., N 9, Совр. летопись). Письмо Толстого “исполнено ума и сочувствия к претерпевающим бедствие” (Н. Вр., 13 окт.). Не думая пока об уничтожении беды “в корень”, “будем жертвовать, жертвовать и жертвовать!..” (С.Мирнов, Сев., N 37). Толстовское письмо о голоде вызвало множество недоумений. И лишь на днях адресат сообщил, что без его согласия из письма напечатали произвольные выдержки (Пб. Газ., 6 ноября).

      Развернуть

  • 14
    сентября
    1891
    • 14 сентября Д.С.Мережковский писал А.П.Чехову: “В Петербурге царствует необычайное уныние. “Северный вестник” — жидовное царство. Там же — Потапенко... Я его не люблю за неискренность и фальшь... сообщите мне адрес Суворина... Какой он редко простой и милый человек! Если бы он отторг от себя Буренина!…

      14 сентября Д.С.Мережковский писал А.П.Чехову: “В Петербурге царствует необычайное уныние. “Северный вестник” — жидовное царство. Там же — Потапенко... Я его не люблю за неискренность и фальшь... сообщите мне адрес Суворина... Какой он редко простой и милый человек! Если бы он отторг от себя Буренина! ...я хочу ему предложить издать мою вторую книжку стихотворений” (сб. “Чехов и серебряный век”. М., 1996, с. 262).

      Развернуть

  • 15
    сентября
    1891
    • 15 сентября в Петербурге умер И.А.Гончаров. Похоронен 19 сентября в Александро-Невской лавре. Душеприказчик покойного М.М.Стасюлевич сообщил о создании в Историческом музее в Москве особой Гончаровской комнаты, где будут расположены обстановка кабинета писателя и его рукописи (Пб. Газ., 1 окт.).…

      15 сентября в Петербурге умер И.А.Гончаров. Похоронен 19 сентября в Александро-Невской лавре. Душеприказчик покойного М.М.Стасюлевич сообщил о создании в Историческом музее в Москве особой Гончаровской комнаты, где будут расположены обстановка кабинета писателя и его рукописи (Пб. Газ., 1 окт.). “Вот и предпоследнего корифея русской литературы не стало. Остался один Лев Толстой, да и тот полоумный” (письмо Вл.С.Соловьева от 20 сентября. “М.М.Стасюлевич и его современники в их переписке”. Т. V. СПб., 1913, с. 361). Похороны отличались торжественностью и привлекли многочисленную публику из всех слоев общества, а также много учащейся молодежи (Вс. Иллюстр., N 14, 28 сент.). Из-за того, что Гончаров-художник, а не проповедник, критика сомневалась в “огромном воспитательном значении” его творчества, проникнутого “идеальными стремлениями” (А.Волынский, С. Вест., N 10). Обломов — “племенной, всеславянский тип”, “высшее обобщение, до которого поднималось русское художественное творчество” (Scr. [Е.А.Соловьев], Нов., 19 сент.). Гончаров — узкий доктринер-западник, идеал которого — по-европейски “цивилизованный” человек. С позиции такого идеала он и увидел в русской жизни одну “обломовщину”, но, вопреки замыслу, сделал Обломова душевно красивым (Ю.Н.Елагин [Говоруха-Отрок], Р. Вест., 1892, N 1). Библиографический очерк Д.Д.Языкова “Литературная деятельность И.А.Гончарова” поднял вопрос о будущем образцовом собрании сочинений “лучшего русского автора” (Р. Обозр., N 10).

      Д.С.Мережковский в записной книжке 1891 года описал панихиду по Гончарову: “Было много народу”, “царствовало в толпе суетное, тяжелое и лицемерное настроение”; “я всегда любил этого <...> человека, чья душа открывала моей душе великое и прекрасное...” “Тишина и примирение” были его “творческою силою” (“Пути и миражи русской культуры”. СПб., 1994, с. 352—354).

      Развернуть

  • 19
    сентября
    1891
    • 19 сентября Л.Н.Толстой напечатал в газетах “Русские ведомости” и “Новое время” открытое “Письмо в редакцию” с отречением от издательских прав на все свои произведения начиная с 1881 г. Он позволяет даром перепечатывать лишь два тома (XII и XIII) из своих тридцати, причем наименее ценное художественно.…

      19 сентября Л.Н.Толстой напечатал в газетах “Русские ведомости” и “Новое время” открытое “Письмо в редакцию” с отречением от издательских прав на все свои произведения начиная с 1881 г.

      Он позволяет даром перепечатывать лишь два тома (XII и XIII) из своих тридцати, причем наименее ценное художественно. Лучше бы “граф отдал доход от своих сочинений не издателям”, а голодающим (Моск. Вед., 24 сент.).

      Развернуть

  • 20
    сентября
    1891
    • 20 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения С.Т.Аксакова, “одного из замечательных художников русского слова”, своеобразного и глубокого мыслителя (Гражд., 21 сент.). Свобода от тенденции “надолго сохранит ... свежесть впечатления и художественное значение” произведений Аксакова (Н. Вр.,…

      20 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения С.Т.Аксакова, “одного из замечательных художников русского слова”, своеобразного и глубокого мыслителя (Гражд., 21 сент.). Свобода от тенденции “надолго сохранит ... свежесть впечатления и художественное значение” произведений Аксакова (Н. Вр., 20 сент.). К юбилею вышли: издание сочинений С.Т.Аксакова, книга В.Острогорского “С.Т.Аксаков. 1791—1891. Критико-биографический очерк”. СПб., 1891.

      Развернуть

  • 21
    сентября
    1891
    • 21 сентября произошла реорганизация Театрально-литературного комитета при Дирекции императорских театров; во вновь образованные отделения были назначены: в Петербургское — Д.В.Григорович (председатель), А.А.Потехин, П.И.Вейнберг, П.П.Гнедич; в Московское — Н.С.Тихонравов (председатель),…

      21 сентября произошла реорганизация Театрально-литературного комитета при Дирекции императорских театров; во вновь образованные отделения были назначены: в Петербургское — Д.В.Григорович (председатель), А.А.Потехин, П.И.Вейнберг, П.П.Гнедич; в Московское — Н.С.Тихонравов (председатель), Алексей Н.Веселовский, Н.И.Стороженко, Вл.И.Немирович-Данченко.

      “Новости дня” (28 сент.) приветствовали “сближение театра с литературой”. П-о [П.Ф.Левдик] скептически отнесся к деятельности комитета, который, по его мнению, будет собираться лишь для карточной игры (Пб. Газ., 21 сент.).

      Развернуть

  • 26
    сентября
    1891
    • 26 сентября в Александринском театре в Петербурге — премьера “Плодов просвещения”. Наплыв публики огромен, но она не понимает смысла пьесы и спектакль кажется ей “водевилем” (“Диоген” [В.В.Билибин], Нов., 29 сент.). Сценическое воплощение пьесы Л.Толстого — “поверхностная карикатура и шарж” (В.Буренин,…

      26 сентября в Александринском театре в Петербурге — премьера “Плодов просвещения”.

      Наплыв публики огромен, но она не понимает смысла пьесы и спектакль кажется ей “водевилем” (“Диоген” [В.В.Билибин], Нов., 29 сент.). Сценическое воплощение пьесы Л.Толстого — “поверхностная карикатура и шарж” (В.Буренин, Н. Вр., 29 сент.). Комедия выигрывает на сцене благодаря “балаганному характеру своей сатиры” и “бесподобному” языку (“День”, 28 сент.). Мужики, якобы носители правды, по сути “плуты, эгоисты, материалисты”, а господа пребывают хоть и в ложном, но все же духовном мире (Нов., 1 окт.). Подлинная героиня комедии — горничная Таня, насмехающаяся над “уродливо утонченной жизнью господ” (Ив.Иванов, Р. Вед., 16 дек.). Отступления от правил драматургии в пьесе производят “свежее... впечатление” (Буква [И.Ф.Василевский], Р. Вед., 13 окт.).

      Развернуть

    • 26 сентября В.Г.Короленко обратился к редактору “Северного вестника” М.Н.Альбову: “Есть у меня знакомый молодой человек, Константин Дмитриевич Бальмонт. Уже несколько лет он пишет стихи... Стихи... недурны, хотя... недурных стихов теперь масса и сказать наверное, что недурные стихи превратятся…

      26 сентября В.Г.Короленко обратился к редактору “Северного вестника” М.Н.Альбову: “Есть у меня знакомый молодой человек, Константин Дмитриевич Бальмонт. Уже несколько лет он пишет стихи... Стихи... недурны, хотя... недурных стихов теперь масса и сказать наверное, что недурные стихи превратятся в стихи хорошие — я не берусь... Он едет в Петербург искать работы... Переводит хорошо, знаком с философскими течениями на Западе, склоняется... слегка к пессимизму... и владеет пером” (Избр. письма. Т. 3. М., 1936, с. 68—70).

      Развернуть

  • 28
    сентября
    1891
    • А.Фет — “Письмо к издателю” (Моск. Вед., 28 сент.). Об излишестве в сельской жизни праздничных дней, приводящих к необузданному пьянству, несмотря на “предстоящую голодовку”. А.Фет — против даровой раздачи пожертвований голодающим крестьянам, так как это может их развратить, и предлагает устроить…

      А.Фет — “Письмо к издателю” (Моск. Вед., 28 сент.). Об излишестве в сельской жизни праздничных дней, приводящих к необузданному пьянству, несмотря на “предстоящую голодовку”.

      А.Фет — против даровой раздачи пожертвований голодающим крестьянам, так как это может их развратить, и предлагает устроить платные работы (Н. Вр., 12 окт.). “Сладкозвучный лирик” обвинил голодающих крестьян в нежелании зарабатывать себе на хлеб на Курско-Воронежской железной дороге (Буква [И.Ф.Василевский], Р. Вед., 27 окт.). “Отрезвляющий голос” Фета не дает чрезмерно увлечься состраданием к голодающим и препятствует панике (А.Павловский, Гражд., 26 окт.). Нарисованная Фетом картина поражает “односторонностью и тенденциозностью” и противоречит массе других свидетельств о положении крестьянства (В.Г.Земский [В.И.Чарнолуский и Г.А.Фальборк], Р. Бог., N 10).

      Развернуть

  • сентябрь
    1891
    • Н.Н.Страхов — психологический этюд “Толки о Толстом” (Вопр. Фил. и Псих., N 5, сент.). Против разделения Толстого, содействующего повороту общества от материализма к нравственности и религии,— на художника и проповедника. Прочитав текст статьи до публикации, Л.Н.Толстой писал Н.Н.Страхову 7 апреля:…

      Н.Н.Страхов — психологический этюд “Толки о Толстом” (Вопр. Фил. и Псих., N 5, сент.). Против разделения Толстого, содействующего повороту общества от материализма к нравственности и религии,— на художника и проповедника.

      Прочитав текст статьи до публикации, Л.Н.Толстой писал Н.Н.Страхову 7 апреля: “мне неприятно было читать про то преувеличенное значение, которое вы приписываете моей деятельности. Но, оставив это в стороне, статья ваша поразила меня своей задушевностью, своей любовью и глубоким пониманием того христианского духа, который вы мне приписываете” (т. 65, с. 286).

      Рационализм Толстого мало совместим с христианством (Р. Мысль, N 10, Библиограф. Отд.).

      Н.Н.Страхов, отвечая на письмо читателя, упрекающего его за “панегирик” толстовству в ущерб православной церкви, раскрыл свою цель: показать серьезность и глубину исканий Толстого, а не обсуждать истинность его учения (Вопр. Фил. и Псих., 1892, янв.).

      Развернуть

    • И.И.Мечников — “Закон жизни” (Вест. Евр., N 9). Л.Толстой выводит практические правила о необходимости физического труда и вреде умственного, о деторождении как единственном уделе женщины и т.п.,— отбрасывая дарвиновское учение об эволюции организмов и теорию “сознательного, искусственного” отбора…

      И.И.Мечников — “Закон жизни” (Вест. Евр., N 9). Л.Толстой выводит практические правила о необходимости физического труда и вреде умственного, о деторождении как единственном уделе женщины и т.п.,— отбрасывая дарвиновское учение об эволюции организмов и теорию “сознательного, искусственного” отбора в области культуры.

      Едва ли не первый “энергический” отпор науки против “глумлений” со стороны “дикого” и “грубого” невежества, защитником которого стал Л.Толстой (А.Скабичевский, Нов., 19 сент.). Давно пора остановить “поход знаменитого писателя против просвещения и... достоинства науки” (Р. Мысль, N 10, Библиограф. Отд.). Статья Мечникова — бессознательная сатира на наших доморощенных “дарвинистов” (Ю.Николаев [Ю.Н.Говоруха-Отрок], Моск. Вед., 7 сент.). Автор неверно понял суть учения Л.Толстого: непротивление злу, призыв к всеобъемлющей любви не могут основываться на правилах поведения, взятых из животного мира (Кн. Нед., N 10, Лит. летопись). “Я во многом стал бы на сторону гр. Толстого, если бы можно было стать, не слепотствуя и холопствуя, на сторону человека, который сам колеблется из стороны в сторону...” (Н.К.Михайловский, Р. Мысль, 1892, N 1).

      Развернуть

    • М.А.Протопопов — “Письма о литературе” (Р. Мысль, N 9). Убежденность писателя важнее, чем талант. “Творцы мысли” сейчас нужнее, чем “творцы формы”.

    • Впервые в русском переводе вышла книга Т.Карлейля “Герои и героическое в истории. Публичные беседы”. Пер. В.И.Яковенко. СПб., изд. Ф.Павленкова, 1891, тираж — 2600. “Поклонение героям, возведенное в религиозное начало” у Карлейля, “есть сила, парализующая” остальных; человек не должен становиться…

      Впервые в русском переводе вышла книга Т.Карлейля “Герои и героическое в истории. Публичные беседы”. Пер. В.И.Яковенко. СПб., изд. Ф.Павленкова, 1891, тираж — 2600.

      “Поклонение героям, возведенное в религиозное начало” у Карлейля, “есть сила, парализующая” остальных; человек не должен становиться на место Бога (А.Волынский, С. Вест., N 12). Борец против идей XIX века, Карлейль отрицал либерализм во имя высшего принципа героизма как самоотверженного труда (М. [М.О.Меньшиков], Нед., N 52, 29 сент.). “Богатая фантазия, дивный юмор, удивительный по красоте и смелости слог” (П.Скриба [Е.А.Соловьев], Нов., 9 окт.).

      Развернуть

октябрь 1891 →