Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

апрель 1892

  • 4
    апреля
    1892
    • Old Gentleman [А.В.Амфитеатров] в фельетоне “Брильянтовый год” пишет о процветании в голодный год в Москве ювелирных магазинов, ресторанов и увеселительных заведений, в частности, об открытии кафе-шантана Омона, рядом с которым померк “прежний московский мирок кутежа и разврата”: “Дикая пляска…

      Old Gentleman [А.В.Амфитеатров] в фельетоне “Брильянтовый год” пишет о процветании в голодный год в Москве ювелирных магазинов, ресторанов и увеселительных заведений, в частности, об открытии кафе-шантана Омона, рядом с которым померк “прежний московский мирок кутежа и разврата”: “Дикая пляска вокруг блудницы... — нечто слишком невероятно некрасивое и безумное, когда представишь себе, что в каких-нибудь двухстах верстах от этих столов с устрицами и шампанским едят лебеду...” (Н. Вр., 4 апр.).

      Развернуть

  • 19
    апреля
    1892
    • В петербургском еженедельнике “Звезда” (N 16, 19 апр.) литературный дебют Леонида Андреева — рассказ “В холоде и золоте” (за подписью Л.П.). Первоначально рассказ был послан в редакцию “Недели”, откуда его “вернули с улыбкой”, как вспоминал Л.Андреев в своей автобиографии (Р. Лит., 1963, N 2, с. 183—187).

      В петербургском еженедельнике “Звезда” (N 16, 19 апр.) литературный дебют Леонида Андреева — рассказ “В холоде и золоте” (за подписью Л.П.). Первоначально рассказ был послан в редакцию “Недели”, откуда его “вернули с улыбкой”, как вспоминал Л.Андреев в своей автобиографии (Р. Лит., 1963, N 2, с. 183—187).

      Развернуть

    • 19 апреля Л.Н.Толстой пишет жене: “Kipling совсем слаб, растрепан, ищет оригинальности...” (т. 84, с. 138).

  • 29
    апреля
    1892
    • 29 апреля С.А.Толстая сообщает Льву Николаевичу о намерении московского митрополита “торжественно отлучить” Толстого от церкви (С.А.Толстая. Письма к Л.Н.Толстому. М., 1936, N 261).

  • 30
    апреля
    1892
    • 30 апреля в “Русских ведомостях” помещен отчет Л.Н.Толстого о помощи голодающим в Епифановском, Ефремовском, Данковском и Скопинском уездах.

  • апрель
    1892
    • В “Русских ведомостях” в течение месяца печатаются корреспонденции В.Г.Короленко о бедственном положении голодающих крестьян Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Отд. изд.: “В голодный год”, М., тип. И.Д.Сытина, 1894, тираж — 7200.

    • И.И.Ясинский — роман “Петербургские туманы” (Набл., N 1—4). Ясинский — “средний беллетристический талант”, “чуть-чуть похуже г. Боборыкина и значительно лучше и добросовестнее г. Потапенки”; он небезуспешно подражает “новой манере” французских беллетристов, но в его романах лишь повторение “чужих…

      И.И.Ясинский — роман “Петербургские туманы” (Набл., N 1—4).

      Ясинский — “средний беллетристический талант”, “чуть-чуть похуже г. Боборыкина и значительно лучше и добросовестнее г. Потапенки”; он небезуспешно подражает “новой манере” французских беллетристов, но в его романах лишь повторение “чужих и собственных” работ (В.Буренин, Н.Вр., 11 сент.).

      Развернуть

    • Софокл — “Антигона” (перевод Д.С.Мережковского) (Вест. Евр., N 4). Д.Мережковский — “Сплин (из Бодлера)” (Сев., N 4).

    • В.Л.Дедлов [Кигн] — очерки “В переселенческой конторе” (Кн. Нед., NN 1, 2, 4). Помимо “талантливости и свежести” очерки обращают внимание “необыкновенно теплым отношением автора к “меньшому брату”, что мы редко замечали” у Дедлова (К.М[едведский], Сев., N 24, 14 июня).

      В.Л.Дедлов [Кигн] — очерки “В переселенческой конторе” (Кн. Нед., NN 1, 2, 4).

      Помимо “талантливости и свежести” очерки обращают внимание “необыкновенно теплым отношением автора к “меньшому брату”, что мы редко замечали” у Дедлова (К.М[едведский], Сев., N 24, 14 июня).

      Развернуть

    • В заметке “Накануне нового века” литературный обозреватель “Книжек Недели” (N 4, Из рус. изд.) пишет, что формы искусства требуют обновления, так как реализм “начинает вырождаться в какую-то механическую имитацию действительности”. Золя признает необходимость “идеального начала”. Гонкур предлагает…

      В заметке “Накануне нового века” литературный обозреватель “Книжек Недели” (N 4, Из рус. изд.) пишет, что формы искусства требуют обновления, так как реализм “начинает вырождаться в какую-то механическую имитацию действительности”. Золя признает необходимость “идеального начала”. Гонкур предлагает “дать перевес психологии над физиологией”. Метерлинк призывает “изображать не случайное, а вечное”. О.Мирбо — за “более тесное сближение с социальным движением”.

      Развернуть

    • Д. [В.Л.Дедлов-Кигн] — “А.П.Чехов” (с портретом) (Сев., N 15, 12 апр.): “Чехов занимает бесспорно первое место среди своих сверстников... Его слог и сжат и образен, идеи ясны, настроение цельное. Чехов не только художник и наблюдатель, но и мыслитель... Вероятно, мы дождемся от Чехова крупного произведения…

      Д. [В.Л.Дедлов-Кигн] — “А.П.Чехов” (с портретом) (Сев., N 15, 12 апр.): “Чехов занимает бесспорно первое место среди своих сверстников... Его слог и сжат и образен, идеи ясны, настроение цельное. Чехов не только художник и наблюдатель, но и мыслитель... Вероятно, мы дождемся от Чехова крупного произведения общественного характера, где автор развернет свою способность не только живописать внешнюю жизнь, но и понимать ее внутренний смысл... сама современная жизнь влечет Чехова на путь общественного писателя”.

      А.П.Чехов писал 26 апреля редактору “Севера” В.А.Тихонову: “За изображение внешнего вида моей наружности приношу Вам мою благодарность... Статья Дедлова... приписывает мне достоинства, каких я никогда не имел и иметь не буду” (т. 5, с. 56).

      Развернуть

    • Р.И.Сементковский — “Шестидесятые годы и современная беллетристика” (Ист. Вест., N 4); против добролюбовско-писаревских традиций в критике Н.К.Михайловского, А.М.Скабичевского. Между тем “корифеи нашей художественной мысли относились отрицательно к движению шестидесятых годов” и “эта черта…

      Р.И.Сементковский — “Шестидесятые годы и современная беллетристика” (Ист. Вест., N 4); против добролюбовско-писаревских традиций в критике Н.К.Михайловского, А.М.Скабичевского. Между тем “корифеи нашей художественной мысли относились отрицательно к движению шестидесятых годов” и “эта черта еще резче обозначена в произведениях современных беллетристов” (Чехова, Потапенко). “Даже сам г. Короленко”, которого Скабичевский в своей “Истории новейшей русской литературы” “чуть ли не боготворит за его мнимую преданность” традициям, в повести “С двух сторон” (1888) “высказывает сомнение” в “спасительности” этих традиций.

      Отвечая Сементковскому, Н.К.Михайловский (Р. Мысль, N 5) утверждал, что традиции 60-х годов не устарели, так как “неотложная историческая задача”, поставленная в те годы, “осталась по обстоятельствам не решенною”. Вмешавшийся в полемику Ю.Николаев [Говоруха-Отрок] обрушился на Н.К.Михайловского за его стремление возродить эпоху 60-х годов, когда разночинец — “раб, спущенный с цепи”,— “ворвался на литературную и общественную арену” (“Новая апология шестидесятых годов” Моск. Вед., 30 мая).

      Развернуть

    • Д.Коробчевский — “Характер современной журналистики” (Р. Обозр., N 2). “Толстые журналы” преобладают над книгой и служат “оплотом против наводнения нашей литературы “легким чтением””. При этом “старая школа” дает “вещи законченные” (“Полунощники” Лескова), “новая” — отличается “эскизностью,…

      Д.Коробчевский — “Характер современной журналистики” (Р. Обозр., N 2). “Толстые журналы” преобладают над книгой и служат “оплотом против наводнения нашей литературы “легким чтением””. При этом “старая школа” дает “вещи законченные” (“Полунощники” Лескова), “новая” — отличается “эскизностью, незаконченностью, беглостью письма” (“Дуэль” Чехова), а “самое серьезное произведение 1891 года — роман “Смена” Эртеля — демонстрирует отрадный симптом “ослабления тенденциозности”.

      Развернуть

    • Ин.Анненский — “Гончаров и его Обломов” (“Русская школа”, N 4). “Писатель чисто русский, глубоко национальный”; на его “общественной и литературной репутации” “нет не только пятен, с ней даже не связано ни одного вопросительного знака”; ему был чужд лиризм и “обличительное, тенденциозное творчество:…

      Ин.Анненский — “Гончаров и его Обломов” (“Русская школа”, N 4). “Писатель чисто русский, глубоко национальный”; на его “общественной и литературной репутации” “нет не только пятен, с ней даже не связано ни одного вопросительного знака”; ему был чужд лиризм и “обличительное, тенденциозное творчество: он не написал бы ни “Взбаламученного моря”, ни “Некуда”, ни “Бесов”, ни даже “Нови””.

      Развернуть

май 1892 →