Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Хроника русской
литературы
конца XIX - начала XX века
1899 январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь

Летопись

1896

  • 1896
    • В течение 1896 г.вышли 4 тома первого на русском языке 6-томного собрания сочинений Г.Ибсена, СПб., изд. И.Юровского, 1896, тираж — 5000 (каждый том) и книга Н.М.Минского “Генрих Ибсен, его жизнь и литературная деятельность”, СПб., “Жизнь замечательных людей”, биогр. б-ка, Ф.Ф.Павленкова, 1896. Основная…

      В течение 1896 г.вышли 4 тома первого на русском языке 6-томного собрания сочинений Г.Ибсена, СПб., изд. И.Юровского, 1896, тираж — 5000 (каждый том) и книга Н.М.Минского “Генрих Ибсен, его жизнь и литературная деятельность”, СПб., “Жизнь замечательных людей”, биогр. б-ка, Ф.Ф.Павленкова, 1896.

      Основная тема произведений Ибсена, писал Н.К.Михайловский,— “трагическое столкновение” личности, пробужденной “работой чести и совести”, с обществом, представляющим “роковую стихийную силу”; “не символизмом своим занял он... властительное положение и не эстетической стороной своих произведений... а тем, что вся совокупность его творческой деятельности составляет “книгу об ответственности человека” (Р. Бог., NN 11—12, 1897, N 1). Создателем нового театра, разоблачившим ложь современного общества и семьи, называла Ибсена З.Венгерова, отметив, что он был романтиком, потом — реалистом, а в последних пьесах перешел к символизму (Обр., N 10). “Посредственный художник”, “пессимист, не имеющий нравственного и социального идеала” (Набл., 1897, N 1, Нов. Кн.).

      Развернуть

    • З.Венгерова — “Литературные характеристики”, СПб., 1897, тираж — 1200. (Статьи о прерафаэлитском движении в Англии, о французских символистах, о Г.Гауптмане, Г.Ибсене и др.). Автор “внимательно следит за новыми направлениями в европейской литературе и искусстве”, но у нее нет “обобщающего начала”:…

      З.Венгерова — “Литературные характеристики”, СПб., 1897, тираж — 1200. (Статьи о прерафаэлитском движении в Англии, о французских символистах, о Г.Гауптмане, Г.Ибсене и др.).

      Автор “внимательно следит за новыми направлениями в европейской литературе и искусстве”, но у нее нет “обобщающего начала”: вместо “смелой партийной защиты индивидуалистического искусства” она “дала эклектические очерки”, уверяя, что “в Англии развитие утонченного искусства... идет рука об руку с освободительным движением рабочего класса” ([А.Г.Горнфельд], Р. Бог., 1897, N 4, Нов. Кн.).

      Развернуть

    • Либеральная печать отметила некоторое оживление литературной и общественной жизни: самое значительное произведение года — книга Л.Мельшина “В мире отверженных”, самое заметное театральное событие — постановка “Власти тьмы” Л.Толстого (Р. Вед., 1897, 1 янв.). [П.Ф.Николаев] приветствовал “вступление…

      Либеральная печать отметила некоторое оживление литературной и общественной жизни: самое значительное произведение года — книга Л.Мельшина “В мире отверженных”, самое заметное театральное событие — постановка “Власти тьмы” Л.Толстого (Р. Вед., 1897, 1 янв.).

      [П.Ф.Николаев] приветствовал “вступление на арену общественной жизни демократии”, которая “разрушает старые формы и в самой жизни, и в литературе”; о глубинном, “новом, еще неизведанном нами процессе” свидетельствует и “появление в значительном количестве русских учеников” (т.е. марксистов), учение которых журнал считает “неверным” и “догматическим” (Р. Мысль, 1897, N 1, Библиограф. Отд.).

      А.Б[огданович] писал о повышенном спросе на литературу по вопросам истории, экономики и естествознания, об особом читателе, “добивающемся более широкого понимания жизни”, и с удовлетворением констатировал, что затихла “шумная декадентская бравада”, ознаменовавшая конец предшествующего 1895 года (Мир Б., 1897, N 1).

      Пессимистически оценил прошедший год А.М.Скабичевский в статье “Больные герои больной литературы”: “безвольных психопатов” критик видит не только у Сологуба и Гиппиус, но и у Чехова (“Дом с мезонином”, “Моя жизнь”), и у Куприна (“Молох”) (Н. Сл., 1897, N 4, янв.).

      Скриба [Е.А.Соловьев] в обзоре “Поэтико-беллетристические результаты 1896 года” заявил, что “литература 1896 года не дала ни одного действительно замечательного произведения”, наибольшим спросом пользовались бульварные романы. “Интеллигентная литература” дала два новых имени — Ф.Сологуб и Н.Тимковский. На первого можно возлагать большие надежды как на “чисто художественный” талант “без всякой примеси публицистических элементов”, опасение вызывает присутствие “чего-то больного, глубоко надорванного”. Уделив в своем обзоре особое место декадентской литературе, Скриба отмечал, что она варьирует на тысячу ладов всего лишь два мотива — “похотливую чувственность и ужас смерти”. “Души в этом нет, нет того действительного безнадежного утомления жизнью, которое вы чувствуете” в западном декадентстве (Нов., 2 и 9 янв.).

      Л.Оболенский писал о несостоятельности современной критики, заражающей читателя неуважением к литературе (недооцененная “Чайка” Чехова и сборник “глубоко-талантливого” Бунина “На край света и другие рассказы” (“Печальное и радостное в текущей литературе”, Од. Л., 1897, 31 янв.).

      Развернуть

январь 1896 →