1899
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
июнь
|
июль
|
август
|
сентябрь
|
октябрь
|
ноябрь
|
2 ноября Н.К.Михайловский пишет П.Ф.Якубовичу: “О том, что беллетристика “Русского богатства” плоха, я, конечно, с Вами спорить не буду. Но откуда ее взять? Сами видите: Вересаев выдохся, Горький не сегодня-завтра изломается... Это все отцветает, не успевши расцвесть,— климат уж такой. А с Короленкой…
Н.Минский — “Несколько слов о современной русской поэзии” (Нов., 5 ноября). “Между современной русской поэзией и декадентством нет ни одной общей точки соприкосновения”: первая ищет философского содержания, вторые — “тетрадки, изданные молодыми людьми в Москве” [“Русские символисты”] — гоняются…
Леонид Андреев — “Защита (История одного дня)” (Кур., 8 ноября).
10 ноября в Петербурге вышел первый, сдвоенный номер нового иллюстрированного художественного журнала “Мир искусства” за 1899 г. (редактор С.П.Дягилев, издатели кн. М.К.Тенишева и С.И.Мамонтов). Участниками журнала были названы: И.Репин (вскоре разошедшийся с редакцией), В.Васнецов, А.Васнецов,…
В связи с концертом в Н.Новгороде пианистки В.И.Скрябиной-Исакович Горький в неподписанном “Маленьком фельетоне” (Н. Л., 14 ноября) говорит о таланте А.Н.Скрябина, “его способности посвящать людей в тайны великого искусства — музыки, которому он служит как истинный жрец, глубоко верующий в благородную…
16 ноября Чехов, отвечая на первое письмо Горького, пишет: “Вчера на ночь читал Вашу “Ярмарку в Голтве” — очень понравилось и захотелось написать Вам эти строки... Я очень, очень рад нашему знакомству...” (т. 7, с. 332). В ответном письме Горький рассказывает о спектакле “Дядя Ваня” в Нижегородском театре:…
21 ноября в Одессе в Литературно-артистическом клубе состоялся вечер, посвященный Чехову, на котором выступил И.А.Бунин, “сверстник и друг Чехова”, с чтением рассказа “Панихида” (Од. Л., 21 ноября).
К.Медведский в письме в редакцию “СПб. ведомостей” (29 ноября) сообщал о разрыве с “Московскими ведомостями”, не сумевшими “вдохнуть новую жизнь в знаменитый орган Каткова” и сплотить вокруг себя “лучшие силы партии”, т.е. монархистов и националистов.
В.Г.Короленко — “Необходимость (Восточная сказка)” (Р. Бог., N 11). Сказка направлена против идеи исторического детерминизма. Вл.Преображенский (Кур., 28 дек.) нашел, что аллегория Короленко направлена “против современной теории, безусловно не разделяемой на страницах “Русского богатства”…
Д.Н.Мамин-Сибиряк — “У теплого моря” (Р. Бог., NN 10—11). “Но, Боже, какая неизмеримая разница между босяками г. Мамина и г. Горького”, писал А.Скабичевский: без малейшей идеализации и романтизации показывает Мамин надломленных людей, осуждающих самих себя и не смотрящих на окружающий мир с презрением”…
М.Горький — “Читатель (Беседа)” (“Cosmopolis”, N 11). “...Боюсь, что этот рассказ не вызовет столько внимания, сколько нужно его для жизни. Но если этот не вызовет, я напишу другой, хотя бы меня били по голове молотками” (Письмо Горького к Ф.Д.Батюшкову, около 14 окт. 1898. Письма, т. 1, М., 1997, с. 278).…
В.Брюсов — брошюра “О искусстве”. М., 1899, тираж — 500. В предисловии автор указывал на некоторую общность своих мыслей со взглядами Толстого на искусство, но при этом добавлял: “Полагаю, меня не сочтут последователем Толстого. Эта книжка никак не развитие его мыслей и не поправка к его учению. Мы исходим…
Л.Шестов — “Шекспир и его критик Брандес”. СПб., 1898, тираж — 1000. “Это книга не о Шекспире и не о Брандесе”, замечал в неподписанной рецензии А.Г.Горнфельд, “это бурный и... основанный на недоразумении протест против рационализма”; вместо “маленького модернизированного Шекспира, созданного Брандесом…